+7 (985) 783-17-17 +7 (495) 739-62-97Обратный звонок |
|
Французские витражи |
|
Франция – страна, в которой витражное искусство во все времена проявляло себя наиболее ярко. И сегодня именно здесь сохранилось наибольшее количество исторических памятников, которые демонстрируют вершины творчества всех поколений мастеров. В целом этот вид искусства во Франции на протяжении всей истории развивался в рамках мирового художественного процесса. Однако имелись здесь и свои особенности, преломления общих тенденций. Французская готика: новые возможности в витражном искусствеПервый расцвет этого искусства приходится на начало Готики (конец XII века). К этому времени византийский стиль, привнесенный в Европу аббатом Сугерием, под началом которого в 1144 году производилось строительство аспид церкви королевской семьи аббатства Сен-Дени, претерпевает изменения. Прежде всего, происходит переворот в строительстве храмов: сплошные стены заменяются на каркасную конструкцию, благодаря чему становится возможным возведение зданий с очень большими по площади окнами. Встает вопрос: как украсить храмы? Ранее это делалось с помощью фресок с изображением библейских картин, но теперь, когда стен практически нет, для изображений становятся доступны только стекла окон. Так и рождается идея перенести декоративную и смысловую нагрузку культового сооружения на витраж. Это начинание оказывается очень удачным, так как игра света в цветных стеклах создает в храмах особую атмосферу таинственного, неземного мира. Витражи смягчают свет и способствуют тому, что человек, входя в помещение, погружается в некий полумрак. Один из самых древних образцов мирового витражного наследия находится именно во Франции. Это изображение головы Христа из Эльзаса. Также имеются очень древние полотна в соборах Шартра и Пуатье. Ранняя готикаУже в конце XII века возводятся соборы в Суассоне, Бурже и Шартре, их цветные окна представляют собой единое геометрическое целое. Витражи верхнего яруса содержат изображения единичных фигур или сцен. В этот период изображения персонажей отличаются особыми, как бы текучими, складками на одежде, ярким колоритом, а также нарядными орнаментальными украшениями. Распространенным сюжетом в это время является притча о блудном сыне. Ее популярность обусловлена тем, что удерживание от грехов всегда было актуальной задачей церкви. В то же время притча напоминает, что покаявшихся грешников церковь всегда примет в свое лоно. Собор в Бурже также имеет витраж с изображением этой притчи, причем визуально адаптированной под современность. Главный персонаж внешне схож с аристократами XIII века: сам он в ярком фиолетовом плаще восседает верхом на коне, на его руке сидит ловчий сокол. Развитие сюжета показано в серии разнообразных по форме и размеру витражей: от крупных квадрифолий до небольших медальонов, а промежутки между ними украшены орнаментом. Бордюр из пальметок обрамляет все полотно, объединяя сцены сюжета. Колорит данного витража детально продуман. Традиционно в орнаменте первую скрипку играет синий и красный цвет, а фигуры выполнены в более широкой гамме: здесь присутствуют желтый, зеленый, белый, фиолетовый и т.п. Знаменательно, что подобное цветовое решение типично для рассматриваемого периода. Например, витраж «Святой Евстафий», расположенный на северном нефе собора в Шартре, имеет такую же палитру. Изображение персонажей также типично для XIII века: изящные фигуры сочетаются со стилизованно крупными головами специфической формы, что является данью иконописной традиции. Мастер, работавший над витражами в Бурже, продемонстрировал огромное мастерство в изображении складок одежды персонажей. Драпировки также типичны для данного периода и относятся к стилю «плоских складок». Франция – страна, в которой появляются самые запоминающиеся и известные на сегодня памятники раннеготического витражного искусства, например, вошедший в легенды собор Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери). Сотрудники студии "Стеклосфера" напоминают, что Нотр-Дам строился более ста лет и был завершен в середине XIII века. Из-за длительного периода возведения собор совмещает в себе черты уходящего романского стиля и нового, готического. Подлинных витражей сохранилось в соборе совсем немного: поврежденные за долгие столетия работы были заменены более поздними образцами. Однако наши современники, к счастью, могут полюбоваться на древнейшие оригинальные круглые окна-розы, столь характерны для стиля той эпохи. Всего в соборе имеется три таких окна, и сохранились они только потому, что располагались слишком высоко, и до них не могли добраться реорганизаторы. Например, южное окно-роза, имеющее диаметр 13 метров, датируется 1260 годом. Оно состоит из 84 фрагментов, на которых изображена масштабная сцена с Иисусом, апостолами, святыми и ангелами. Зрелая готика: лучистый стиль XIII - XIV вековГотика не была монолитной: господствуя во Франции на протяжении многих столетий, она развивалась и изменялась. Раннеготический стиль имел место до 30-ых годов XIII века. Первой ласточкой, оповестившей о назревших изменениях в стиле готики, стали произведения Каронуса, а также витражи, декорировавшие трансепт в соборе Шартра. Интересно, что новшества зарождаются не в столице, которая обычно была источником всех инноваций, а в глубинке. Изобразительной особенностью зрелой готики стали изящные фигуры с гармоничными пропорциями и объемные, контурно выделенные складки драпировок. Описанные выше витражи Нотр-Дама являются типичными образцами лучистого стиля, который как раз в это время (XIII-XIV век) сформировался во Франции, явившись изначально чисто французским феноменом. Именно из-за наличия в круглых окнах-розах конструктивных элементов в виде лучей, расходящихся от центра к окружности, стиль получил название «лучистый». В этот период витражные окна становятся наряднее, орнамент обогащается мелкими деталями. Это становится возможным еще и за счет появившегося в тот момент нововведения – чертежей на пергаменте. Изображения теперь более изысканные, но все еще двухмерные. Впоследствии французским круглым окнам, выполненным в лучистом стиле, стали подражать по всей Европе. Наиболее яркое свое выражение лучистый стиль получает в витражном цикле Сент-Шапеля. Сент-Шапель в переводе означает «святая капелла», это сооружение представляет собой часовню, которая располагается на территории Королевского дворца на острове Сите в Париже. Время постройки этого памятника искусства - 1242-1248 годы. Цикл витражей, посвященный Есфири, знаменует собой окончательный переход к зрелой готике. В целом тематика сцен, изображенных на цветных стеклах, касается сюжетов, связанных с французской монархией, ветхозаветными царями и, конечно, самим Христом. Все эти персонажи аллегорически объединяются в некое единое целое, а основной мыслью является утверждение божественного происхождения французских королей. Здание имеет множество ажурных окон, которые заполняют все пространство между несущими конструкциями: всего насчитывается 15 больших витражей и одно более позднее окно-розетка (XV век). Чтобы можно было судить о грандиозности этого небольшого по размеру сооружения, достаточно сказать, что витражи имеют в своем составе 1130 панно. Тематически они делятся на 2 цикла. Первый цикл посвящен жизни Израиля от Бытия до Апокалипсиса, причем в эту линию вписаны и факты жизни Людовика, чем подчеркивается наследственная преемственность французской монархии. Второй цикл рассказывает о жизни Библейских пророков, а алтарная часть повествует о рождении и страстях Господних. Новое композиционное решение: вытянутые окна и прозрачные стеклаМастера, работавшие над витражами часовни в Сент-Шапеле, были поставлены перед сложной задачей – гармонично построить композицию для чрезвычайно высоких и узких оконных проемов. Решение здесь основывается на разделении каждого окна на сегменты. В каждом сегменте правильной геометрической формы размещены отдельные сюжетные сцены, а место между ними занято ярким орнаментом. При этом проблема высоких и вытянутых окон разными мастерами решалась по-разному. Так, часто фигуры персонажей несколько деформировали, растягивая в высоту, что впоследствии стало одной из отличительных черт зрелой готики. Первыми, кто нашел вариант размещать изображения в таких окнах и при этом не удлинять фигуры, были мастера, работавшие над витражом «Каноники из Лоша» (1260 год). Они решили заполнить основную часть окна полностью прозрачным стеклом. Само изображение состояло из цветной вставки-полосы. В этом ключе были выполнены и витражи в коллегиальной церкви Сент-Урбен в Труа, а затем в соборе в Се (1280 год). В последующий период такой способ был подхвачен всеми мастерами Франции. Он бытовал до середины XIV века. Так, в процессе работы над хором аббатства Сент-Уэн в Руане в 1325-1338 годах применение прозрачного стекла было уже стандартной процедурой. Утвердившись, этот метод решил и еще одну серьезную проблему, вставшую перед мастерами этого периода. Лучистый стиль требовал наличия отличного освещения в храме. Оно было необходимо для того, чтобы прихожане могли в полной мере прочувствовать художественное воздействие детализированных изображений и ярких орнаментов, характерных для этого периода. Для увеличения освещенности начали изготавливать более тонкие стекла. Очень кстати было и то, что фон стали оставлять прозрачным. Так, художники компании "Стеклосфера" обращают внимание, что в Руане, например, капеллы деамбулатория украшены витражами с бесцветным фоном. В центре имеется цветное включение по высоте равное примерно 50% высоты всего окна, а по краю идет декоративный бордюр. При этом прозрачные стекла выложены в виде ромбов, что создает ощущение сетки-шпалеры, по которой поднимаются растения, изображенные в качестве элементов орнамента. Объемность изображений и следование традициям живописиВ витражах Сент-Уэн проявляется новая тенденция – стремление к объемности. Так, показательна фигура Девы Марии, изображенная на северо-восточном окне центральной капеллы в сцене Благовещения. Не только складки ее одежды, но и руки, лицо изображены объемно за счет работы со светотенью. Работа сделана так мастерски, что создается ощущение рельефного выделения фигуры Марии на общем фоне. Этой же цели служит и колорит: теплые желтые, синие и красные цвета одеяния героини активно выделяются на холодном бесцветном фоне. Все перечисленное демонстрирует очевидную связь витражей Руана с живописью в целом, с передовыми достижениями живописцев Парижа и, в частности, с последователями иллюстратора Жана Пюселя. О тех же тенденциях свидетельствует и оформление хора собора в Эвре. Витражи здесь были полностью цветными, но стремление передать пространство и объем явно просматривается. Например, очень объемно изображен трон Богоматери, на руках которой сидит Младенец Христос, протягивающий руки к пришедшим. В центральной секции фигуры Девы Марии с Младенцем и Иоанна Крестителя перекрывают друг друга – видно, что мастер хотел передать в полотне разные планы, пространство. Мастера студии "Стеклосфера" (г. Москва) напоминают, что сама концепция объемности в живописи появилась в Италии, но системно и регулярно ее стали применять именно в Париже. Влияние фламандской живописи на витражВ середине XV века на витражные изображения начинает влиять станковая живопись и ее законы. Прежде всего, влияние шло из фламандской школы. Среди таких образцов можно выделить витраж Жака Кера (состоятельного купца, пожертвовавшего на него нужную сумму) в соборе Буржа. В художественной манере этого произведения заметно влияние Яна ван Эйка, и это понятно, поскольку витраж сделан по эскизу фламандского художника. Главная сцена композиционно разделена на две секции, представленных фигурами архангела Гавриила и Девы Марии. Изображение соотносится с местом в Святом Писании, где архангел Гавриил приносит Марии благую весть. Свободное пространство вокруг фигур украшено изящным орнаментов, на фоне которого изображены ангелы с гербами королевской семьи. Еще одним образцом, выражающим фламандское влияние, является коллегиальная церковь в Мулене. Окна в этом сооружении, по стечению обстоятельств законченном лишь в XIX веке, были остеклены примерно в 1480 году. В витраже с изображением Распятия, украсившим это сооружение по распоряжению кардинала-архиепископа Лионского Карла де Бурбона, заметно влияние живописи художника Хуго ван дер Гуса. Пламенеющая готикаВ XV веке во Франции распространяется новый подстиль готики – пламенеющая готика. Развивается он из лучистой готики и характеризуется еще большей любовью к украшениям. Название подстиль получил от узоров и орнаментов, которые несли в себе ассоциации с языками пламени. Яркости и сочности красок пламенеющая готика обязана изобретению новых красителей: в частности, была разработана серебряная потрава, позволяющая накладывать краску сразу на поверхность стекла. В результате стало возможно добиваться «пламенеющих» охристых, желтых, оранжевых тонов. В этот период фронтоны и вершины арок тяготеют во Франции к максимальному удлинению. Отличительной чертой орнаментов на витражах являются элементы в форме «рыбий пузырь». К пламенеющей готике принадлежит западная роза часовни Серн-Шапель, она выбивается из общего стилистического строя большей орнаментальностью и яркостью, так как была выполнена позднее, чем основные работы, в XV веке. Роза диаметром 9 метров состоит из 89 панно. Центральным изображением является Святой Иоанн, вокруг него находятся семь светильников и семь Церквей, а также другие символические библейские образы, взятые из откровения Святого Иоанна: всадники, ангелы с вестью об апокалипсисе, Царь царей, Зверь, небесный Иерусалим и т.п. В XVI веке пламенеющая готика продолжает оставаться доминирующим изобразительным стилем. В этот период общекультурный процесс переживает внедрение гуманистических идей: человек начинает рассматриваться как венец творения, в искусстве с подачи Рафаэля, да Винчи и Микеланджело начинает утверждаться совершенство человека. В результате и во французском витраже закономерно появляются не только сцены из Библии, но и факты из отечественной истории, интересные и выдающиеся личности, сюжеты на военные темы и даже сцены бракосочетаний. Демократизация касается не только тематики, но и сферы из распространения. Они все уверенней переселяются в здания общественного назначения, дома обычных граждан и т.п. Технологии усложняются. Наряду с серебряной протравкой начинают использовать красную гематитовую протравку. Появляются травление, роспись эмалью, пескоструйная обработка и т.п. Известный художник того времени Энгран, принц Бове, применяет эти новшества в работе над витражом «Дерево Иессея» в соборе святого Этьена в городе Бове. XVII-XVII I века – период упадкаВ XVII веке Франция переживает период протестантской Реформации, которому сопутствовало сопротивление католической церкви. Не способствовала развитию и так называемая Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), в которую оказалась втянута практически вся Европа, не исключая и Францию, входившую в антигабсбургскую коалицию. В конфликте был момент, когда габсбургские силы практически подошли к Парижу, где были остановлены армией под личным командованием Людовика XIII. Коалиция, в составе которой находилась Франция, победила, но это не возродило популярности витражей, так как после войны началась эпоха Ренессанса, принесшая с собой тягу к возрождению античных форм, которые никак не соотносились с витражами. В итоге в XVII- XVIII веках все было против такого хрупкого, дорогого и сложного искусства, как витраж. Развитие его останавливается. Новые произведения не создаются по вполне понятным экономическим и мировоззренческим причинам, а уже имевшееся наследие разрушается во время боевых действий. Только в конце XVIII веке ситуация начинает меняться. После перенесенных потрясений Франция начинает возрождаться: поднимается промышленность, развивается строительство, инженерная и техническая мысль, и, конечно, архитектура и искусство. Так, в 1824 году Севрский фарфоровый завод начинает изготавливать витражи. В первой половине XIX века ведутся и реставрационные работы, ими руководит Виоле-ле-Дюк. Именно усилиями этого мастера в этот период восстановлены произведения, которые можно считать лучшими экземплярами в витражном деле. Среди его реставрационных проектов Коллегиальная церковь Богоматери в Семюр-ан-Осуа, работы в которой проводились с 1841 по1865 годы совместно с Лассю, Сент-Шарпель, Аббатство Сен-Дени, Амьенский собор и др. Также развивается и имитация: начиная с 1893 года французские художники имитируют средневековые технологии и материалы, достигая в этом деле больших успехов. Луи-Огюст Буало и Андре Люссон, работавшие в XIX веке, отличались новаторством и стремлением к творческим экспериментам. Среди их произведений можно назвать витражи церкви Сент-Эжен-Сен-Сесиль в Париже. Сооружение было построено всего за полтора года (1854-1855 гг.). Такая скорость стала возможной благодаря идее Буало использовать для здания металлический каркас. В этой постройке металлический каркас был использован впервые во Франции. Пространство продумано таким образом, что вошедший способен обозревать всю церковь с любой точки. Сила воздействия архитектурного решения усиливается великолепными масштабными витражами. Те, которые расположены на первом уровне нефа, изображают 14 стояний Крестного пути Спасителя. Они отличаются ярким, теплым колоритом, использованные цвета очень разнообразны, часто контрастны. Уже в этом цикле можно заметить элементы нового в то время стиля – модерна. По мнению художников компании "Стеклосфера", большое влияние на традиции работы со стеклом, а значит, и на развитие витражного искусства оказала мода на оранжереи, получившая распространение в XIX веке. Французские оранжереи великолепны. Можно выделить оранжереи Сада растений Музея естественной истории, возведенные в столице Франции архитектором Роо де Флери. Ар нуво – расцвет французского витражаФранция – страна, в которой в конце XIX века начинает доминировать новый в то время стиль модерн. Кульминационной точкой модерна нужно считать парижскую художественную выставку 1900 года. Во Франции было принято называть это течение ар нуво, что в переводе означало «новое искусство». В этом направлении витражи стали активно использоваться как один из основных элементов декора интерьера. Они перестают быть делом отдельных мастеров, они создают крупные объединения. В Париже возникает «Л'Ар Нуво» под руководством Зигфрида Бинга. В рамках стиля модерн витраж начинает развиваться в связке с другими элементами дизайна интерьера (обоями, текстилем, посудой, мебелью и т.п.), поскольку каждое здание рассматривается как цельное произведение искусства. Основополагающее стремление дизайнеров в этот период – объединить функциональные и декоративные ресурсы цветного стекла. Тематика витражей в этот период становится крайне разнообразной, она связана со всем, что красиво. На них можно видеть орнаменты, мифологические сюжеты, явления из воображаемых миров, великолепные цветы (особенно орхидеи, лилии, ирисы, розы, кувшинки), бабочек, стрекоз, экзотических птиц. Тематическая ниша основана прежде всего на том, что художники видят своей целью изображать прежде всего прекрасное, эстетически обогащать окружающий мир, преображать среду обитания человека. Выдающимся архитектором рубежа веков был Гектор Гимар. Среди его произведений можно выделить построенный в Париже многоквартирный дом Кастель Беранже (1894-1898). Среди других декоративных элементов в нем имеются и великолепные витражи в красно-синей палитре, которые, как и остальной декор, Гимар выполнял сам. Примечательно, что здание было выставлено на конкурс парижских фасадов и получило в нем первую премию. В этот период витражи утрачивают угловатые очертания, линии становятся плавными и закругленными. Описанные тенденции может иллюстрировать, например, окно Жака Грюбе, сделанное для дома на рю Лионнуа. Витраж назван «Павлины и голуби», на нем изображен тенистый сад с чудесными птицами на ветвях. Нижний ярус занимают роскошные ирисы, каллы и другие цветы. Колорит, как и принято в ар нуво, тяготеет к пастельным тонам. Он разнообразен за счет богатых оттенков зеленого, желтого и голубого цветов. Плавные линии растений переплетаются и создают сложное композиционное целое. ХХ век: современный витраж ФранцииТолько в конце ХХ века с его трагическими событиями: оккупацией, разрушениями Второй Мировой войны, - витражное искусство Франции начинает вновь набирать силу. С 80-х годов французские художники сделали в витражном искусстве практически революцию. Решающую роль здесь сыграли государственные заказы от министерства культуры по реконструкции и реставрации церквей и соборов, разрушенных во время войны. Витражисты в этот период занимаются декором культовых зданий и при этом новаторски используют возможности цветного художественного стекла. Например, был реставрирован витраж в соборе Св. Людовика в Блуа площадью 360 квадратных метров. Работу выполняли Ян Диббетс и Жан Море. Последний является выдающимся современным французским витражистом. Композиционным и колористическим акцентом явились алые буквы «Agnus dei», выделяющиеся на более светлом фоне. В соборе в Невере витражи изготавливались четырьмя французскими мастерами: Готфридом Хоннегером, Жаном-Мишелем Альбероле, Франсуа Руаном и Клодом Виаллой. Каждому художнику был поручен свой участок работы. В витражах собора сочетаются абстрактные мотивы, современное концептуальное искусство, геометрические образы. Витражист Жан-Доминик Флери и художник Пьер Сулаж совместно работали над комплексом витражей церкви аббатства в Конке. Всего было сделано 106 изделий, в которых использовано полупрозрачное стекло. Для этого творения Сулаж не только сделал сотни эскизов, но и сам открыл новое стекло, которое позволило воплотить его художественный замысел в полном объеме. В результате стекло с разной степенью светопроницаемости создает особую световую атмосферу в старинном здании. Интересные экспериментальные решения разработал художник Жерар Гаруст. Для своего полотна в церкви Св. Богородицы в Талане он выбрал тему Рождества. Мастер использует для создания нужного художественного эффекта сочетание современного стекла и стекла, которое произведено по старым, средневековым технологиям. Так, по мнению художников студии "Стеклосфера", последние десятилетия стали для Франции очень плодотворным временем в плане развития витражного искусства. |
Заказать |
|
Укажите свой номер телефона и мы свяжемся с вами для оформления заказа. |
|
© 2003-2024 г.Москва.
Витражная студия "Стеклосфера" |