+7 (985) 783-17-17 +7 (495) 739-62-97Обратный звонок |
|
Сюжетные решения в витраже |
|
Тематика произведений сегодня очень многообразна: от орнаментов и цветочных мотивов до сложных пейзажей и сюжетных композиций. Пожалуй, самый сложный для художника вариант – это картины, изображающие сцены с участием людей. Если мы вспомним живопись, то поймем, что за статичными фигурами может стоять целая жизнь, которая сконцентрировалась в одном миге, запечатленном на полотне. Все знают хрестоматийную картину художника-передвижника И.Е. Репина «Не ждали»: на заднем плане изображен мужчина, открывающий дверь в комнату, к нему разворачивается его мать и на стуле от неожиданности и удивления привстает младшая сестренка. По сюжету центральный персонаж вернулся из политического заключения. И.Е. Репин вкладывает в сюжет всю предысторию и заключает ее развязкой, переполненной чувствами, сквозящими в позах и выражениях лиц всех героев. По мнению художников студии "Стеклосфера", в витраже с самого начала его появления и по сегодняшний день сюжетные композиции занимают важнейшее место. ГотикаВитражное искусство начиналось с церковной сферы, и на заре его возникновения было связано именно с воплощением в стекле библейских сцен. Каждая фигура была говорящей, за ее позой, орнаментальными символами, предметами в руках и даже одеждой стоял сюжет того или иного библейского повествования. По сути витраж стал вариантом иллюстрации к текстам Библии, поэтому сюжетность здесь была на первом месте. В соборах и церквях можно было видеть развертывающиеся сцены истории рождения Христа, тайной вечери и предательства, распятия и т.п. Очень скоро в добавление к изображениям Иисуса, Девы Марии, Апостолов и святых на стеклах соборов появляются монархи, высшие чины церкви, а за ними и донаторы, субсидирующие строительство храмов. В итоге даже самые прозаические бытовые сцены, будь то пиршество или охота, оказываются применимы для декорирования окон храмов. Сюжеты витражей в эпоху МодернаВ этот период сюжетность отходит на второй план, так как меняются задачи витражного искусства. Оно переходит в светские здания и становится частью архитектурного замысла в целом. Наиболее значимым в нем становится все, что относится к сфере красоты, а не к сфере повествовательности. Сделать здание визуально привлекательным, все решения в нем – максимально изобразительными, внести в жизнь человека как можно больше красоты, цвета и света – вот цели, которых старались достичь мастера этого периода. Темы для своих работ они подбирали, руководствуясь этими же принципами. Популярными становятся витражи в стиле флора - главными предметами изображения в конце 19 – начале 20 веков становятся цветы, экзотические животные, птицы, бабочки и стрекозы. Не обошли вниманием и красоту женщины. В этом свете взгляд художников привлекли мифы: они обратились к сюжетам древнегреческой и славянской мифологии. Героиней витражных работ становится не просто красивая женщина, а женщина в том или ином образе: эпической героини, соблазнительницы, танцовщицы, богини и т.п. А это уже основа для повествования, которое кроется за образом. Активно используются и многофигурные композиции. Например, в работе «Кормление фламинго» Л.К Тиффани сочетаются и прекрасный женский образ, и экзотические птицы, и редкие цветы на заднем плане, и античные колонны в качестве фона. В произведении «Женщина, приветствующая солнце» того же автора героиня как бы сливается с природой, ярко демонстрируя языческое культурное начало, в то же время наделенное духовной силой. В качестве примера очень сложного сюжетного полотна можно привести триптих Л.К. Тиффани, выполненный для штаб-квартиры Красного креста в Вашингтоне. Содержание полностью подчинено великой миссии, которую выполняет Красный крест – миссии спасения людей. В центральной части изображен Рыцарь Красного Креста, оказывающий помощь. Слева расположена святая Филомена и аллегорические фигуры Веры, Надежды и Любви к ближнему. Правую часть заполняет многофигурная композиция с аллегорией Правды в центре. Этот витраж опирается на литературное произведение «Королева Фей» Эдмунда Спенсера, что также очень показательно в плане формирования сюжетной линии изображения. Триптих Л.К. Тиффани в штаб-квартире Красного креста в Вашингтоне Многие художники и архитекторы в этот период обращали свой взгляд к Средневековью. В качестве примера можно привести витражи в московском особняке Зинаиды Морозовой, жены известного мецената Саввы Морозова. Дом построен архитектором Ф. Шехтелем, а к внутреннему декорированию он привлек Врубеля. Именно по его эскизу и был выполнен витраж «Рыцарь». Центральным персонажем сцены здесь является рыцарь в доспехах, с копьем и на коне, покрытом длинной попоной. Оруженосец ведет коня под узцы в направлении группы пышно одетых знатных дам, на лицах которых виден сдержанный интерес. Сюжетную основу составляет безразличие рыцаря к окружающим женщинам, ведь он странствует в поисках своей Дамы Сердца. Второй план заполнен фактурными камнями средневекового замка, а на первом расположены диковинные растения. Советское искусствоВитражи в советское время, как и все декоративно-прикладное искусство развивались в рамках стиля соцреализм, который предполагал изображение реальности простых советских тружеников: от колхозников и рабочих до трудовой интеллигенции, ученых, военных. Сюжет самоотверженного труда, самой разнообразной борьбы (с природной стихией, за построение социализма, за освоение космоса, научные открытия и т.п.) стоял за любым произведением, выполненным в рамках этого стиля. Люди изображались, как пелось в одной известной культовой песне того времени «в учебе, в труде и в бою». Аллегории также распространены, но они касаются образов Родины, урожая, Защитника отечества, труженика, Матери и т.п. Практически любое изображение человека на стеклянных полотнах этого периода можно считать обобщенным, так как в выражении лица, пластике, одежде, атрибутах ярче всего выделяется какой-либо конкретный признак по описанным выше функциям. Нельзя обойти вниманием и произведения, изображающие вождей и партийных деятелей (В.И. Ленина, И.В. Сталина и т.п.), полководцев и военачальников, деятелей науки и искусства, героев спорта и т.п. В качестве примера можно перечислить портреты В.И. Ленина в фойе Политехнического музея, в Центральном музее В.И. Ленина. Портрет В.И. Ленина в фойе Политехнического музея В особняке М.Ф. Кшесинской в Санкт-Петербурге в разные годы размещались разные музеи (Государственный музей Революции в советское время и Музей Политической истории России сегодня). В середине 20 века вестибюль этого здания был украшен витражными картинами, изображающими сцены революционной борьбы и мирного труда в красно-белых тонах. Витражи в особняке М.Ф. Кшесинской в Санкт-Петербурге Тематика поднятия целины, возделывания новых земель раскрывается в одноименном витраже во Дворце тракторостроителей г. Павлодара (Казахстан), а тема народного праздника – в работе «Праздник песни» авторства Эгонса Цесниекса. «Целина», А. Бибин. Дворец тракторостроителей (Павлодар, Казахстан), 1979 год «Праздник песни», Эгонс Цесниекс (Юрмала, Латвия), 1973 год СовременностьПо мнению мастеров студии "Стеклосфера", сегодня сюжетный витраж в целом мало распространен. Часто запросы заказчиков не отличаются стремлением к большой содержательности и больше тяготеют к декоративности. В частных домах и квартирах объекты обычно не претендуют на повествовательность, на наличие за ними какого-либо сюжета. Они призваны радовать глаз, но не задумываться над историей, психологией героев. Однако все здесь зависит от вкусов. Имеются примеры, когда клиенты хотят видеть в своем доме сцены религиозного содержания или картины и ниши в духе модерна. В музеях, выставочных комплексах, на станциях метро, в государственных учреждениях и других присутственных местах традиции соцреализма, пусть сильно видоизмененные и лишенные идеологической основы, продолжаются. Художники разрабатывают тематические монументальные композиции, которые выражают основную идею того или иного здания или помещения. В то же время сегодня нет какой-то одной реализуемой в стекле сюжетной линии. Витражисты обращаются в своем творчестве ко всем эпохам, используют в качестве смысловой основы самые разные литературные произведения. Например, художники С.А. Хвалов, Е.А. Быстров и Г. Гукасов обратились к древнегреческой мифологии и в 2006 году создали витраж «Аргонавты», который сегодня украшает станцию метро «Парнас» в Санкт-Петербурге. На нем изображен корабль Арго, несущий по волнам храбрых путешественников во главе с Ясоном. Белый парус надут ветром, гребцы работают веслами, а певец с лирой вдохновляет моряков на преодоление всех предстоящих трудностей. |
Заказать |
|
Укажите свой номер телефона и мы свяжемся с вами для оформления заказа. |
|
© 2003-2024 г.Москва.
Витражная студия "Стеклосфера" |