+7 (985) 783-17-17 +7 (495) 739-62-97Обратный звонок |
|
![]() |
![]() |
Сюжетные решения в витраже![]() |
![]() |
Тематика произведений сегодня очень многообразна: от орнаментов и цветочных мотивов до сложных пейзажей и сюжетных композиций. Пожалуй, самый сложный для художника вариант – это картины, изображающие сцены с участием людей. Если мы вспомним живопись, то поймем, что за статичными фигурами может стоять целая жизнь, которая сконцентрировалась в одном миге, запечатленном на полотне. Все знают хрестоматийную картину художника-передвижника И.Е. Репина «Не ждали»: на заднем плане изображен мужчина, открывающий дверь в комнату, к нему разворачивается его мать и на стуле от неожиданности и удивления привстает младшая сестренка. По сюжету центральный персонаж вернулся из политического заключения. И.Е. Репин вкладывает в сюжет всю предысторию и заключает ее развязкой, переполненной чувствами, сквозящими в позах и выражениях лиц всех героев. По мнению художников студии "Стеклосфера", в витраже с самого начала его появления и по сегодняшний день сюжетные композиции занимают важнейшее место. ГотикаВитражное искусство начиналось с церковной сферы, и на заре его возникновения было связано именно с воплощением в стекле библейских сцен. Каждая фигура была говорящей, за ее позой, орнаментальными символами, предметами в руках и даже одеждой стоял сюжет того или иного библейского повествования. По сути витраж стал вариантом иллюстрации к текстам Библии, поэтому сюжетность здесь была на первом месте. В соборах и церквях можно было видеть развертывающиеся сцены истории рождения Христа, тайной вечери и предательства, распятия и т.п. Очень скоро в добавление к изображениям Иисуса, Девы Марии, Апостолов и святых на стеклах соборов появляются монархи, высшие чины церкви, а за ними и донаторы, субсидирующие строительство храмов. В итоге даже самые прозаические бытовые сцены, будь то пиршество или охота, оказываются применимы для декорирования окон храмов. Сюжеты витражей в эпоху МодернаВ этот период сюжетность отходит на второй план, так как меняются задачи витражного искусства. Оно переходит в светские здания и становится частью архитектурного замысла в целом. Наиболее значимым в нем становится все, что относится к сфере красоты, а не к сфере повествовательности. Сделать здание визуально привлекательным, все решения в нем – максимально изобразительными, внести в жизнь человека как можно больше красоты, цвета и света – вот цели, которых старались достичь мастера этого периода. Темы для своих работ они подбирали, руководствуясь этими же принципами. Популярными становятся витражи в стиле флора - главными предметами изображения в конце 19 – начале 20 веков становятся цветы, экзотические животные, птицы, бабочки и стрекозы. Не обошли вниманием и красоту женщины. В этом свете взгляд художников привлекли мифы: они обратились к сюжетам древнегреческой и славянской мифологии. Героиней витражных работ становится не просто красивая женщина, а женщина в том или ином образе: эпической героини, соблазнительницы, танцовщицы, богини и т.п. А это уже основа для повествования, которое кроется за образом. Активно используются и многофигурные композиции. Например, в работе «Кормление фламинго» Л.К Тиффани сочетаются и прекрасный женский образ, и экзотические птицы, и редкие цветы на заднем плане, и античные колонны в качестве фона. В произведении «Женщина, приветствующая солнце» того же автора героиня как бы сливается с природой, ярко демонстрируя языческое культурное начало, в то же время наделенное духовной силой. В качестве примера очень сложного сюжетного полотна можно привести триптих Л.К. Тиффани, выполненный для штаб-квартиры Красного креста в Вашингтоне. Содержание полностью подчинено великой миссии, которую выполняет Красный крест – миссии спасения людей. В центральной части изображен Рыцарь Красного Креста, оказывающий помощь. Слева расположена святая Филомена и аллегорические фигуры Веры, Надежды и Любви к ближнему. Правую часть заполняет многофигурная композиция с аллегорией Правды в центре. Этот витраж опирается на литературное произведение «Королева Фей» Эдмунда Спенсера, что также очень показательно в плане формирования сюжетной линии изображения. ![]() Триптих Л.К. Тиффани в штаб-квартире Красного креста в Вашингтоне Многие художники и архитекторы в этот период обращали свой взгляд к Средневековью. В качестве примера можно привести витражи в московском особняке Зинаиды Морозовой, жены известного мецената Саввы Морозова. Дом построен архитектором Ф. Шехтелем, а к внутреннему декорированию он привлек Врубеля. Именно по его эскизу и был выполнен витраж «Рыцарь». Центральным персонажем сцены здесь является рыцарь в доспехах, с копьем и на коне, покрытом длинной попоной. Оруженосец ведет коня под узцы в направлении группы пышно одетых знатных дам, на лицах которых виден сдержанный интерес. Сюжетную основу составляет безразличие рыцаря к окружающим женщинам, ведь он странствует в поисках своей Дамы Сердца. Второй план заполнен фактурными камнями средневекового замка, а на первом расположены диковинные растения. Советское искусствоВитражи в советское время, как и все декоративно-прикладное искусство развивались в рамках стиля соцреализм, который предполагал изображение реальности простых советских тружеников: от колхозников и рабочих до трудовой интеллигенции, ученых, военных. Сюжет самоотверженного труда, самой разнообразной борьбы (с природной стихией, за построение социализма, за освоение космоса, научные открытия и т.п.) стоял за любым произведением, выполненным в рамках этого стиля. Люди изображались, как пелось в одной известной культовой песне того времени «в учебе, в труде и в бою». Аллегории также распространены, но они касаются образов Родины, урожая, Защитника отечества, труженика, Матери и т.п. Практически любое изображение человека на стеклянных полотнах этого периода можно считать обобщенным, так как в выражении лица, пластике, одежде, атрибутах ярче всего выделяется какой-либо конкретный признак по описанным выше функциям. Нельзя обойти вниманием и произведения, изображающие вождей и партийных деятелей (В.И. Ленина, И.В. Сталина и т.п.), полководцев и военачальников, деятелей науки и искусства, героев спорта и т.п. В качестве примера можно перечислить портреты В.И. Ленина в фойе Политехнического музея, в Центральном музее В.И. Ленина. ![]() Портрет В.И. Ленина в фойе Политехнического музея В особняке М.Ф. Кшесинской в Санкт-Петербурге в разные годы размещались разные музеи (Государственный музей Революции в советское время и Музей Политической истории России сегодня). В середине 20 века вестибюль этого здания был украшен витражными картинами, изображающими сцены революционной борьбы и мирного труда в красно-белых тонах. ![]() Витражи в особняке М.Ф. Кшесинской в Санкт-Петербурге Тематика поднятия целины, возделывания новых земель раскрывается в одноименном витраже во Дворце тракторостроителей г. Павлодара (Казахстан), а тема народного праздника – в работе «Праздник песни» авторства Эгонса Цесниекса. ![]() «Целина», А. Бибин. Дворец тракторостроителей (Павлодар, Казахстан), 1979 год ![]() «Праздник песни», Эгонс Цесниекс (Юрмала, Латвия), 1973 год СовременностьПо мнению мастеров студии "Стеклосфера", сегодня сюжетный витраж в целом мало распространен. Часто запросы заказчиков не отличаются стремлением к большой содержательности и больше тяготеют к декоративности. В частных домах и квартирах объекты обычно не претендуют на повествовательность, на наличие за ними какого-либо сюжета. Они призваны радовать глаз, но не задумываться над историей, психологией героев. Однако все здесь зависит от вкусов. Имеются примеры, когда клиенты хотят видеть в своем доме сцены религиозного содержания или картины и ниши в духе модерна. В музеях, выставочных комплексах, на станциях метро, в государственных учреждениях и других присутственных местах традиции соцреализма, пусть сильно видоизмененные и лишенные идеологической основы, продолжаются. Художники разрабатывают тематические монументальные композиции, которые выражают основную идею того или иного здания или помещения. В то же время сегодня нет какой-то одной реализуемой в стекле сюжетной линии. Витражисты обращаются в своем творчестве ко всем эпохам, используют в качестве смысловой основы самые разные литературные произведения. Например, художники С.А. Хвалов, Е.А. Быстров и Г. Гукасов обратились к древнегреческой мифологии и в 2006 году создали витраж «Аргонавты», который сегодня украшает станцию метро «Парнас» в Санкт-Петербурге. На нем изображен корабль Арго, несущий по волнам храбрых путешественников во главе с Ясоном. Белый парус надут ветром, гребцы работают веслами, а певец с лирой вдохновляет моряков на преодоление всех предстоящих трудностей. ![]() |
![]() |
Заказать |
![]() |
Укажите свой номер телефона и мы свяжемся с вами для оформления заказа. |
|
© 2003-2025 г.Москва.
Витражная студия "Стеклосфера" |