+7 (985) 783-17-17
+7 (495) 739-62-97Обратный звонок
Стеклосфера - изготовление витражей, оформление зимних садов
витражи ручной работы
Москва, ул. Малая Почтовая, д.12
Главная » Информация » Что есть витраж » История развития витражного искусства

История развития витражного искусства


Внимание!
Особые условия
при размещении заказа "витраж+конструктив"
В апреле 2024 года:
Специальное предложение по оформлению потолков, перегородок и окон.
Тел.: +7 (985) 783-17-17


* Стандартный монтаж - монтаж, осуществляемый одним человеком с ровного пола с испольшованием лестницы-стремянки не более 1.5 метра.

Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. — начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора в Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.

По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей. По другим источникам — в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.

Витраж на потолке в сочетании с художественным освещением Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы — ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах — бледные и спокойные.

На основании изучения старейших памятников культуры можно полагать, что свинцовая арматура развилась из каменной и деревянной сетки. Первые достоверные сведения о применении свинцовой пайки относятся к Х—XI векам. Это было крупным техническим достижением.

Применение цветных стекол для украшения окон началось с того времени, когда христианство стало официальной государственной религией в Римской империи (в конце IV столетия н. э.) и началось оживленное строительство. Христианство проводило богослужения по своим канонам и ритуалам, отличным от ритуалов других, ранних религий. В соответствии с этим к плану, фасаду и интерьеру храма предъявлялись новые требования, применялись иные строительные материалы, в том числе и стекло. Храмы Древней Греции. Древнего Рима и других предшествующих эпох строились в большинстве случаев из мрамора. Они были без окон, да и оконного стекла не было. Культурные же народы христианства обязательно украшали фасады и интерьеры храмов цветными стеклами.

В V—VI веках н. э. мозаикой из цветных стекол украшались окна церквей в разных городах Галлии, откуда это искусство проникло в германские города и другие страны.

Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.

В арабском искусстве времен халифата, которое начало складываться задолго до ислама и в формировании которого принимали участие и многие другие ему подчиненные народы, также применялась стеклянная мозаика. Цветные стекла вставлялись в оконные ажуры — орнаментированные деревянные или каменные переплеты. Этот прием вошел в традицию и просуществовал сотни лет. В Средней Азии и странах Среднего Востока делали узорчатые оконные решетки — панджара, просветы которых заполнялись цветными стеклами. Панджара, вырезанные из ганча и выполненные из дерева, отличались изяществом рисунка, красотой и разнообразием геометрического орнамента. Такие решетки, в большинстве случаев с разноцветными стеклами, под названием шебеке, широко применялись в Азербайджане в строительстве жилых домов, дворцов и храмов в XVIII и XIX столетиях.

В Каире (Египет) в мечетях сохранились с давних времен (с первого тысячелетия н. э.) исключительно красивые орнаментальные ажурные решетки для окон, послужившие, вероятно, образцами для витражей более позднего происхождения.

Тщетно мы искали следы витражей в искусстве народов древней культуры — Китая и Индии, а также других народов Дальнего Востока — Японии и Кореи. По-видимому, это искусство, в силу местных особенностей, там не привилось.

С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.

Начиная с XI века, а затем в XII столетии, на оконных стеклах, кроме орнаментальных украшений, стали появляться изображения людей, так как христианство, в отличие от мусульманской религии, запрещавшей иконопись, всегда проявляло интерес к изображению человеческих фигур. Базилика', украшенная фресками и мозаикой, не нуждалась в фигурах на окнах. Наоборот, цветное окно, сильно акцентированное фигурами, уменьшало бы силу выразительности стенной живописи.

В первой половине XII столетия главный капитул конгрегации нистерцианцев запретил фигурную живопись по стеклу. Это совпало с периодом расцвета витражного искусства. Взамен фигурной живописи по стеклу стали применять мозаику, гризайль и узорчатые стекла.

Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску, хотя последняя и необязательна.

Искусный мастер свинцовыми контурами может достичь при изображении фигур больших эффектов. Старые мастера не злоупотребляли свинцом и черной краской, иначе при малой площади окон витражи пропускали бы мало света. Каждый главный контур, проведенный свинцом или черной краской, у них был логичен. Рассчитывая, что витраж будет рассматриваться издали, художник прибегал к приемам монументальной живописи. Он проводил широкие густые штрихи, а затем объединял их тремя-четырьмя все утончающимися параллельными штрихами. Прорисовка волос на голове и бороде, линий на ладонях рук, морщин на лбу. Все было рассчитано на восприятие издали. То, что вблизи кажется для глаза резким, например черный штрих и белый промежуток, то на расстоянии сливается в гармонически оттененный контур.

Краски художник подбирал, не считаясь с действительностью. В рисунках все было ясно распределено, контуры четко отделяли красочные пятна. Фигурные изображения не занимали всего оконного пространства, а только его середину. Их окружали орнаментальные бордюры, пальметты, надписи и узоры на одежде. Рисунок или буквы наносились кистью или выскабливались из фона. Отдельные детали — короны, края одежды инкрустировались мелкими кусками цветного стекла, имитирующего драгоценные камни.

В XII веке появились окна с медальонами. Фигуры становятся меньше, но принципы старой композиции по-прежнему строго соблюдаются. Стоящие фигуры, заполняющие все окно, встречаются редко, они все еще очень неуклюжи. Центральные места отводятся для изображений из священного писания, остальную, не меньшую площадь занимает растительный орнамент из цветов и листьев. Примерно в это же время стали наносить на тыльную сторону стекла узор, преимущественно выскобленный. Эти витражи в основном принадлежат к эпохе господства в Европе романского стиля в искусстве, продолжавшегося примерно с Х по XII век. Ведущая роль в искусстве романского стиля принадлежала архитектуре, отличавшейся тяжеловесностью форм. Мощные стены, узкие оконные проемы, ступенчато-углубленные в стену порталы, массивные столбы и колонны, придававшие зданию суровый крепостной вид, — отличительные черты сооружений романского стиля. В церковном зодчестве применялся главным образом тип базилики. Ряд соборов, начатых в романском стиле, закончен в готическом, что, естественно, отразилось и на стилях декора, в том числе и витражей. Роль художника в живописи по стеклу в эту пору, вплоть до XIII столетия, продолжает оставаться незначительной: рисунок примитивен, фигуры довольно условны, орнаменты, люди, животные набросаны парой сочных контуров, лица и прочие детали сделаны из цветных стекол. Рисунку придают жизнь только краски, язык которых доступен и понятен каждому человеку.

Витраж на потолке В XIII столетии в технике исполнения витража можно проследить еще одно новшество. На бесцветное стекло, к тому времени еще имевшему зеленовато-желтый тон, накладывалось цветное стекло, на котором гравировался рисунок. Бесцветные места иногда окрашивались с одной или с обеих сторон керамическими красками. Этим достигалось большое разнообразие и богатство тонов. Вся картина, как обычно, собиралась и монтировалась свинцовой арматурой. Наибольшее распространение витражи получили в XIII столетии, особенно в храмах. Церковные витражи обыкновенно представляли собой ряды повторяющихся во всю высоту окна небольших медальонов с фигурными изображениями. Медальоны были круглой, овальной или другой формы, иногда в одном витраже эти формы чередовались. С обеих сторон среднего ряда шли такие же полумедальоны. Ряды медальонов окаймлялись бордюром, венком или гирляндами из стилизованных листьев, перевивок и т. п. Промежутки между медальонами заполнялись стеклянной мозаикой в виде квадратов, кружков с цветами или розеток. На витражах появляются как декоративный элемент архитектурные формы — арки, поддерживаемые колоннами.

На художественном оформлении витражей с XI до XIV века заметно византийское влияние, сказавшееся в колорите красок и условности рисунка. Постепенно начинается переход к готике.

Хотя романский стиль в живописи на стекле, состоявший в основном из орнаментальных украшений, еще долго сохранялся и в готическую эпоху. В XIV столетии романский стиль был окончательно вытеснен готикой и церковные окна стали украшаться витражами с изображениями фигур, фоном для которых служили орнаментальные узоры или легкие архитектурные формы. Лица фигур расписывались красками. Наряду с этим встречаются витражи безфигурные, орнаментальные, а также выполненные гризайлью. Этот вид живописи появился в 1250 году и стал широко применяться в XVII и особенно в XVIII столетиях в архитектуре классицизма, главным образом в монументальной живописи — росписи стен и плафонов.

Готикой, или готическим стилем, называется направление в искусстве, господствовавшее в европейских странах, преимущественно в Западной Европе, в средние века (с XII по XIV—XV вв.). В готике особенно резко выступают черты феодально-церковного влияния; католическая церковь оказывала сильное воздействие на искусство, и оно в целом сохраняло религиозный, условный характер. Несмотря на это, в эпоху готики были воздвигнуты замечательные архитектурные сооружения, в которых отразилось незаурядное мастерство горожан. В эту эпоху возникла аристократическая, так называемая рыцарская готика, достигшая наибольшего развития в XV столетии. Она отличалась утонченностью форм, но была очень консервативна и лишена тех неотразимых черт и качеств, которыми были наделены произведения мастеров-горожан.

Основным видом искусства этой эпохи являлась архитектура. В это время строились колоссальные соборы с высочайшими башнями, имевшие культовое и общественное значение, городские ратуши, замки феодалов, роскошные дома-особняки, здания рынков и многое другое. Конструктивные особенности готических сооружений не требовали массивных стен, и наружные промежутки между столбами-контрфорсами заполнялись громадными стрельчатыми окнами. Эти окна украшались витражами, которые к этому времени отличались уже высоким художественным уровнем. На их качество оказывало влияние развитие живописи вообще и живописи на стекле в частности. Появление новых красок обогатило палитры художников, теперь можно было передавать тонкие цветовые нюансы, светотень, живопись стала исключительно выразительной. Живопись витражей становилась сложнее, краски обладали поразительной красотой. Огромные оконные пространства давали возможность применять расписные стекла больших размеров. Они не скреплялись свинцовой арматурой, а укреплялись непосредственно в оконных переплетах. В эту эпоху тесное сотрудничество архитектора и живописца по стеклу стало совершенно необходимым, причем ведущее начало принадлежало зодчему. Общий характер и композиция живописи по стеклу находится в полном согласий и сочетании с архитектурой сооружения. Мистика раннего средневековья придавала витражу выразительность огромной силы. Это период высшего расцвета, витражей. В XV столетии живопись на стекле уже соперничает со стенной живописью. Техника в это время делает стекло таким же удобным материалом, как и полотно, так как свинцовая сетка употребляется реже, а размеры стекол становятся больше. В XVI столетии на оконных стеклах появляются копии с произведений великих мастеров.

В фигурной живописи по стеклу сцены компоновались на фоне узорчатых ковров, орнамент как бы являлся продолжением фигурных изображений. Если первоначально рисунок был довольно условен и примитивен, то, во всяком случае, он был правдив, для художника он не являлся самоцелью, а был плодом его творчества и наивной веры. Точно так же воспринимал его и зритель.

В архитектурных формах были распространены готические порталы, крыши, балдахины, под которыми изображались отдельные фигуры, а позднее — целые группы.

В эпоху готики витражи создавались целыми циклами, как например циклы витражей в готических соборах в Шартре и Бурже во Франции, в Кельне, Ульме и Нюрнберге в Германии и т. д.

Художественный витраж на потолке На исходе средневековья фигуры в живописи на стекле перестают быть условными, абстрактное превращается в конкретное, реальное. Движения фигур менее скованы, более динамичны, драпировка одежд становится богаче. С большой силой выражены душевные переживания изображаемых персонажей, с непостижимой виртуозностью передавались трогательные моменты повествования. Живопись по стеклу никогда в дальнейшем не достигала такого высокого художественного уровня. Но с этого времени начинается упадок витражного искусства, а с ним гаснет и монументальная живопись по стеклу. Правда, техника исполнения и рисунок продолжали совершенствоваться, но применение витражей суживается по мере того, как эпоха Возрождения предъявляет к архитектуре новые требования. Зодчий стремится к тому, чтобы внутреннее пространство здания отчетливо выступало перед зрителем, чтоб в нем было больше света.

К памятникам архитектуры эпохи готики относятся соборы, ратуши, башни, замки и другие здания, возведенные в основном в XIII—XIV столетиях. Отдельные сооружения были начаты еще в XII веке, некоторые закончены в XVI и позднее. Готические здания сохранились во Франции, в Германии, Австрии, Испании, Италии, Чехословакии, Польше, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Венгрии и других странах.

На территории республик, входящих в состав СНГ, готическая архитектура имела слабое распространение. С архитектурой, носящей готический характер, мы встречаемся главным образом в Прибалтийских республиках — в Литве, Эстонии, а также в Латвии.

Нельзя все же рассматривать витражи как искусство исключительно церковное, религиозное. Помимо витражей с религиозным содержанием в готических соборах (Шартрском и других) встречаются витражи и с реалистическими сюжетами — каменщики, сапожники и другие мастера и ремесленники за работой. Такие витражи обычно приносились в дар соборам ремесленными цехами. Витражами украшались также дворцы и замки, общественные здания и жилые дома. Тематика их была преимущественно светская, сюжеты — исторические, любовные, героические, мифологические, аллегорические, геральдические, портретные, пейзажные, реже на библейские темы.

Существовала и так называемая кабинетная живопись по стеклу, предназначавшаяся для украшения небольшого помещения. Техника ее исполнения та же, что и у монументальной живописи по стеклу. Кабинетное стекло не употреблялось самостоятельно, оно было цветным акцентом на сравнительно большой плоскости бесцветного, в основном узорчатого стекла. Кабинетная живопись по стеклу украшала помещение, создавала в нем уют и завершала интерьер.

В средние века, когда под влиянием феодального и церковного правления убранство жилья носило весьма скромный, аскетический характер, едва ли в нем были уместны украшения из цветного стекла.

Постепенно, особенно в эпоху Возрождения, искусство витража, как и вообще искусство, стало проникать в гражданские здания, где и продержалось до наших дней, достигнув высоких ступеней развития.

В XV веке обрамления в витражах прорабатывались весьма детально, фигуры облачались в богатую одежду, которая передавалась на стекле с удивительным умением и красотой. В это же время намечается тенденция к подражанию масляной живописи, тщательной моделировке и светотеневым эффектам. Вместо орнаментального фона появились чуждые для витражей изображения пейзажей и интерьеров. В XVI веке приемы исполнения витражей стали еще более утонченными.

Еще в готическую эпоху постепенно начали отходить от сплошного заполнения окон цветными стеклами, а уже в начале эпохи Возрождения они были окончательно вытеснены небольшими картинами на стекле с бесцветным фоном. Эти картины нередко окаймлялись богатым растительным и живописным орнаментом, иногда с включением человеческих фигур, которые, собственно говоря, и составляли основу декоративного украшения окна. В эту эпоху витражи стали напоминать живописные картины. Техника стала более тщательной и утонченной, применялось главным образом бесцветное стекло. Витражные картины более поздних времен Возрождения содержат разные аллегорические фигуры и символические знаки.

Для большинства видов искусства, не исключая декоративно-прикладного, эпоха Возрождения была периодом расцвета. Однако искусство витража составляет некоторое исключение. В церковном декоре живопись на стекле постепенно вытесняется другими видами декоративного искусства, но в общественных зданиях — городских ратушах, во дворцах и в частных домах, витражи не являются редкостью и отличаются изяществом исполнения.

Стремясь завоевать прежнее положение, живописцы по стеклу стали увлекаться обширными композициями, которые, строго говоря, противоречат основным правилам этого вида искусства, Вместе с тем, несмотря на то, что во многих работах обнаруживается стремление к натурализму, они прекрасно выполнены.

К середине XVI столетия стали употреблять непросвечивающиеся эмалевые краски, которые делали живопись по стеклу тусклой и непрочной. Нередко на стекле делались копии с картин, написанных масляными красками.

Монументальное витражное искусство вновь расцвело в XVI веке, когда стали изготовляться оконные витражи для соборов в Париже, Руане, Бове, Труа — во Франции, соборов в городах Монсас и Гауда в Нидерландах, собора в Брюсселе в Бельгии.

К концу столетия витражное искусство пришло в упадок, при изготовлении витражей художники ограничивались копированием картин масляной живописи. Получив такое блестящее развитие в средние века, этот вид полихромного искусства процветал на протяжении многих столетий с тем, чтобы в XVII веке потерять свое значение.

С появлением в европейском искусстве новых стилевых направлений — барокко (конец XVI — середина XVIII века) и рококо, или рокайль (первая половина XVIII века), для живописи на стекле наступает период жалкого прозябания. Для искусства барокко, пришедшего на смену маньеризму, знаменовавшему собой распад искусства Возрождения, характерна пышность декоративных форм, синтез архитектуры с другими видами изобразительного искусства. Основными объектами строительства являлись дворцы и церкви. Однако к формированию торжественных и богатых красками барочных интерьеров витражи почти не привлекались.

Для интерьеров стиля рококо характерны стилизованные мотивы раковин, лепные картуши, причудливо изогнутый орнамент, живописные панно, множество зеркал. В эту пору принципиально отказались от украшения окон цветными стеклами, хотя черное и серебристо-желтое стекло не диссонировало бы с общим декоративным решением, а наоборот, могло бы дать гармоническое завершение интерьера.

В конце XIX и начале XX столетий, т. е. по прошествии длительного периода времени, на витражное искусство вновь обратили внимание: стали изучать образцы средневековой живописи на стекле, учреждать витражные мастерские и создавать новые образцы витражей.

Незадолго до этого делались попытки возродить витражное искусство путем изготовления на больших стеклянных листах копий с картин масляной живописи. Такие картины были созданы Севрской фабрикой близ Парижа.

Круг художников, работавших для витражей или в живописи по стеклу, необычайно широк — от мастеров эпохи Возрождения до художников упадочного буржуазного искусства. Живописью по стеклу на грани XV и XVI столетий занимались выдающиеся немецкие художники: Ганс Гольбейн Старший (1460/70—1524 гг.),. Альбрехт Дюрер (1471—1528 гг.), Лукас Кранах Старший (1472—1553 гг.), Маттиас Грюневальд (род. ок. 1460—1528 гг.), Ганс Гольбейн Младший (1497—1543 гг.), работавший в Швейцарии и Англии; французские художники Бернар Палисси (род. ок. 1510—1589 гг.) и позднее — Оноре Фрагонар (1732—1806 гг.). Итальянский мастер Маркантонио Раймонди (род. ок. 1480, умер ок. 1527); нидерландский живописец Лукас ван Лейден (1494— 1533 гг.). В XVI веке над витражами работал швейцарский живописец Карл Эгери, отдельные работы которого хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Там же хранятся витражи, созданные по рисункам Бартоломеуса Брейна Старшего (1493—1555 гг.), из которых три изготовлены фландро-бургундскими мастерами в первой половине XVI века и один — нюрнбергскими мастерами в конце XV века.

Рисунки для витражей выполнял также швейцарский живописец Арнольд Бёклин (1827—1901 гг., картон для витража «Флора») и модернисты. Модернисты начала XX столетия не понимали витражного искусства. Для их работ характерен вычурный и изломанный орнамент в сочетании с толстым непрозрачным стеклом. С их легкой руки так называемые «витражи» перенесены в остекление мебели. На витражах модернистов лежит та же печать безыдейности, что и на других видах искусства, в частности — архитектуре, но их примитивизм надуман и нелогичен, чем и отличается от правдивого и логичного примитивизма мастеров- витражистов древних эпох.

В области витража работали также известные польские художники Станислав Выспянский (1869—1907 гг.), ученик выдающегося польского живописца Яна Матейко (1838—1893 гг.), и Юзеф Мехоффор (1869—1946 гг.), деятельность которых протекала на грани XIX и XX столетий. Для многогранного творчества Выспянского характерны народные мотивы в сочетании с модернистской стилизацией, символизм. Имя Мехоффера тесно связано с именем Выспянского, благодаря известной общности в художественном направлении их творчества и совместным работам над витражами и росписями для Мариацкого костела в Кракове. Выспянский в 1896—1906 годах создал проекты витражей с изображениями св. Франциска, блаженной Саломеи и силуэта бога-отца для францисканского костела в Кракове. Осуществленные по ним витражи отличаются большой эмоциональной силой и считаются наиболее выдающимися произведениями витражного искусства в Польше. Им же созданы очень экспрессивные картоны витражей для Вавеля (первоначально — укрепленный замок, затем королевский дворец) в Кракове с символическими фигурами Казимира Великого, Генриха Благочестивого и епископа Станислава Щепановского. В июне-июле 1958 года работы Выспянского экспонировались в Москве на выставке, называвшейся «Станислав Выспянский и художники его времени». В числе выставленных работ находились рисунки для витражей: карандашные эскизы к картонам витражей для Вавельского кафедрального костела; Казимир Великий (исполнен в 1889 г.), Вернигора (в 1900 г.). Блаженная Кинга (в 1900 г.) и проект упомянутого выше витража «Блаженная Саломея» (1897 г.) — все, из Национального музея в Кракове. Были также представлены его рисунки с произведений французского средневекового искусства, в том числе с витража в церкви Сен-Шапель в Париже — фигура благословляющей святой (рисунок выполнен в 1889 г.) и гравюры на стекле из Национального музея в Кракове — «Девочка с косами» (1902 г.) и «Голова девочки» (1903 г.).

Ломоносов М. В. Слово о происхождения света, новую теорию о цветах представляющее, июля 1 дня 1756 г. говоренное. СПБ, 1757.
Гнедич П. П. История искусств. СПБ. издание Маркса. 1897.
Лоренц Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей. СПБ., Издание Девриена 1898.
Грабарь И. Э. История русского искусства. Издание Кнебель, М., 1909.
Минухин Е. Возродим витражное искусство.- «Архитектура и строительство»., № 8 1949.
Минухин Е. Об искусстве витража. «Искусство», июль—август. 1950.
Государственный Русский музей. «Древнерусское искусство. Искусство XVIII в. Искусство первой половины XIX в.» Путеводитель. «Искусство», М., 1954.
Всеобщая история искусств, т. I. Искусство древнего мира. «Искусство», М.„ 1956
.

Наш адрес:
ул. Малая Почтовая, 12 (м. Бауманская)
Контактные телефоны:
+7 (985) 783-17-17
+7 (495) 739-62-97

Схема проезда...

Политика конфиденциальности сайта


© 2003-2024 г.Москва. Витражная студия "Стеклосфера"