+7 (985) 783-17-17 +7 (495) 739-62-97Обратный звонок |
|
Витражи Санкт-Петербурга |
|
В России витражное искусство имеет двухсотлетнюю историю, и в Санкт-Петербурге все двести лет появлялись новые произведения, оставляя след в архитектурном облике города. На фоне его тысячелетнего пути развития в мировой культуре это небольшой отрезок времени. Но художникам и архитекторам удалось создать уникальные творения, без которых немыслима Северная Столица. Это искусство пришло в нашу страну в начале XIX века, и только к его завершению получило достойное распространение в крупных городах. Путь его был тернист: первая мировая война прервала расцвет, заставила откатиться назад в развитии. Великая Отечественная Война не только затормозила начавшееся было в 30-е годы возрождение цветного стекла, но и стерла с лица земли многие сохранившиеся произведения. Неизгладимый след оставила в истории Ленинграда блокада с ее голодом, разрухой и бомбежками. Только в 1950-ые работы из стекла заняли достойное и видное место среди прикладных монументальных видов искусства. Таким образом, Петербург несет в себе наследие нескольких поколений, по его архитектурным сооружениям можно проследить, как менялись направления и стили, технологии, сферы применения. Иногда в одном объекте представлены витражи всех эпох. Таково, например, здание Российского Географического Общества (РГО), возведенное в 1908 году инженером Г.В. Барановским и расположенное в переулке Гривцова. Эпоха модернаК концу XIX века сложились все экономические и технологические предпосылки для активного развития витражного дела в Санкт-Петербурге. В это время работало несколько фабрик, представлявших собой мощное стекольное производство. При фабриках имелись отделочные мастерские, в которых и появлялись на свет чудесные разноцветные творения из стекла и металла. Большинство из этих мастерских являлись автономными образованиями, их зависимость от промышленных предприятий касалась только закупки материалов. Декорирование архитектурных сооружений цветным стеклом приобрело массовое распространение в Северной Столице. Этому способствовали особенности господствующего стиля – модерна, типичной чертой которого явилось наличие в здании витражей. Распространенным местом, где можно было встретить это украшение, становится жилой особняк. Каждый уважающий себя домовладелец стремился иметь у себя в доме цветные окна. Тематика изображений диктуется стилем модерн, который тяготеет к природным и мифологическим мотивам, аллегорическим образам и затейливым орнаментам, построенным на дугах. В доме Н.Н. Башкирова, находящемся по адресу улица Кирилловская, 4, имеются композиции из мастерской Торгового дома «М. Франк и К», изображающие медальоны-вставки с пейзажами внутри: на горе высится замок, к нему ведет дорога, раскидистые кроны деревьев чуть прикрывают паруса корабля, ожидающего отправления у берега. Особняк А.Е. Молчанова и М.Г. Савиной украшен двумя витражными окнами, которые демонстрируют нашествие викингов. Медальон в доме Н.Н. Башкирова по адресу ул. Кирилловская, д. 4. Также представлены витражи в зданиях общественного назначения. Великолепны украшения ресторана культовой гостиницы «Европейская», над эскизами которых работал сам Л.Н. Бенуа. В Обществе Поощрения Художеств в Петербурге, расположенном на Большой Морской улице, размещен медальон в богато оформленной архитектурной раме. Имеются такие украшения также во многих подъездах многоквартирных домов. Таковы узоры на фрамугах и рамки из затейливых вьющихся розовых цветов в окнах дома №10 по ул. Ординарная. Всего в Питере сохранилось около трехсот витражей и их фрагментов, относящихся к дореволюционному периоду. Советский период: новые темы, технологии, образыПосле ВОВ витраж завоевывает свои позиции как один из самых значительных видов монументального искусства. Тематика его диктуется идеологией. На первый план выступает советский человек в своей социальной функции. Внимание приковано к тематике его деятельности, развития, покорения пространства, освоения профессий, борьбы во всех сферах (с природой, с трудностями в учебе и труде, с империализмом и т.п.). В стекле проставляются его победы и достижения. В 1979 году был завершен проект декоративного остекления РГО. Работы были выполнены питерским художником Аркадием Михайловичем Натаревичем. Он применил оригинальную авторскую технику – окрашивание стеклянных элементов солями металлов. По мнению мастеров студии "Стеклосфера", такой подход позволил значительно разнообразить скудную палитру, имевшуюся в советском производстве. Художник перенес способ окраски фарфора и керамики в несвойственную ранее ему сферу и добился особого акварельного эффекта распределения цвета. Полотно «Цветы и птицы» было расположено на окне, выходящем на внутренний двор. Сине-зеленый колорит гармонично сочетается на нем с неоклассицистическим интерьером. В этот период создаются глобальные, грандиозные композиции, украшающие здания общественного пользования, учреждения: гостиницы и рестораны («Англетер»), дома культуры (в г. Тихвине, например), в административных зданиях (ЦНИИ им. Крылова), станции метро (станция «Гостиный двор») и т.п. В 70-е, 80-е годы в Ленинграде работают мастера Ю. Пацкан, Н. Подлесов, Ю. Билибин, они вносят в облик города новые художественные решения. Многие витражные произведения создавались на основе более ранних работ знаменитых художников. Библин работал и в Москве. Витражный потолок в «Детском мире», а ныне «Центральном детском магазине на Лубянке», спроектированный по рисункам Ивана Билибина, погружает нас в мир сказки и народного искусства. При этом все образы пропущены сквозь призму оригинального художественного восприятия автора. Потолок по рисункам И. Билибина, «Детский мир». Художники студии "Стеклосфера" напоминают, что мастерской Натаревича принадлежит без преувеличения грандиозный пятидесятиметрового диаметра витражный плафон в зале культурно-делового центра «Олипмия», сделанный в смутные девяностые. Множество ярусов, расположенных в форме купола, представляют фантазии на морскую тематику. Здесь бог Посейдон с трезубцем соседствует с русалками, трубящими в рог и играющими на арфах. Между ними в зарослях небывалых водорослей снуют фантастические рыбы. СовременныеВ последние годы появляются изделия, украшающие архитектурные сооружения. Таковы витражи 2010 года в здании Российского географического общества. Они выполнены по госзаказу мастерами из мастерской А. Яковлева в традиционной технике на свинцовой проволоке. Среди нескольких композиций главной по смысловому замыслу являются две женские фигуры, опирающиеся на овальный медальон. Завершает построение роскошная рама, напоминающая окно с архитектурными элементами. В верхней части расположено изображение российского герба, а внутри медальона начертана дата основания общества – 1845. Сюжет этот не лишен символизма: женщины воплощают в себе Европу и Азию. Так как витраж украшает старинную постройку, то логичным явилось решение выбрать не новомодный стиль, а вписать изделие в исторический контекст. Такие окна имели место в Италии и других странах Европы с XVI века и в России XIX века (чуть выше мы писали об одном таком произведении). Медальон с изображениями Европы и Азии, РГО, 2010 г. Современный художник с уважением отнесся к замыслу архитектора и там, где Барановский планировал разместить изображение объемного земного шара, именно он и находится, но в плоском традиционном варианте. Так проявляется преемственность в разных поколениях стеклянных картин, что иллюстрирует ретроспективность современного витражного дела. РГО, 2010 г. Распространены работы из стекла и в других местах. В частности, много их появилось в последние годы в метро. Художники С. Хвалов, Е. Быстров, А. Гордин оформляли станции «Парнас», «Обводный канал», «Адмиралтейская», «Волковская». |
Заказать |
|
Укажите свой номер телефона и мы свяжемся с вами для оформления заказа. |
|
© 2003-2024 г.Москва.
Витражная студия "Стеклосфера" |