+7 (985) 783-17-17 +7 (495) 739-62-97Обратный звонок |
|
![]() |
![]() |
Витражи Санкт-Петербурга![]() |
![]() |
В России витражное искусство имеет двухсотлетнюю историю, и в Санкт-Петербурге все двести лет появлялись новые произведения, оставляя след в архитектурном облике города. На фоне его тысячелетнего пути развития в мировой культуре это небольшой отрезок времени. Но художникам и архитекторам удалось создать уникальные творения, без которых немыслима Северная Столица. Это искусство пришло в нашу страну в начале XIX века, и только к его завершению получило достойное распространение в крупных городах. Путь его был тернист: первая мировая война прервала расцвет, заставила откатиться назад в развитии. Великая Отечественная Война не только затормозила начавшееся было в 30-е годы возрождение цветного стекла, но и стерла с лица земли многие сохранившиеся произведения. Неизгладимый след оставила в истории Ленинграда блокада с ее голодом, разрухой и бомбежками. Только в 1950-ые работы из стекла заняли достойное и видное место среди прикладных монументальных видов искусства. Таким образом, Петербург несет в себе наследие нескольких поколений, по его архитектурным сооружениям можно проследить, как менялись направления и стили, технологии, сферы применения. Иногда в одном объекте представлены витражи всех эпох. Таково, например, здание Российского Географического Общества (РГО), возведенное в 1908 году инженером Г.В. Барановским и расположенное в переулке Гривцова. Эпоха модернаК концу XIX века сложились все экономические и технологические предпосылки для активного развития витражного дела в Санкт-Петербурге. В это время работало несколько фабрик, представлявших собой мощное стекольное производство. При фабриках имелись отделочные мастерские, в которых и появлялись на свет чудесные разноцветные творения из стекла и металла. Большинство из этих мастерских являлись автономными образованиями, их зависимость от промышленных предприятий касалась только закупки материалов. Декорирование архитектурных сооружений цветным стеклом приобрело массовое распространение в Северной Столице. Этому способствовали особенности господствующего стиля – модерна, типичной чертой которого явилось наличие в здании витражей. Распространенным местом, где можно было встретить это украшение, становится жилой особняк. Каждый уважающий себя домовладелец стремился иметь у себя в доме цветные окна. Тематика изображений диктуется стилем модерн, который тяготеет к природным и мифологическим мотивам, аллегорическим образам и затейливым орнаментам, построенным на дугах. В доме Н.Н. Башкирова, находящемся по адресу улица Кирилловская, 4, имеются композиции из мастерской Торгового дома «М. Франк и К», изображающие медальоны-вставки с пейзажами внутри: на горе высится замок, к нему ведет дорога, раскидистые кроны деревьев чуть прикрывают паруса корабля, ожидающего отправления у берега. Особняк А.Е. Молчанова и М.Г. Савиной украшен двумя витражными окнами, которые демонстрируют нашествие викингов. ![]() Медальон в доме Н.Н. Башкирова по адресу ул. Кирилловская, д. 4. Также представлены витражи в зданиях общественного назначения. Великолепны украшения ресторана культовой гостиницы «Европейская», над эскизами которых работал сам Л.Н. Бенуа. В Обществе Поощрения Художеств в Петербурге, расположенном на Большой Морской улице, размещен медальон в богато оформленной архитектурной раме. Имеются такие украшения также во многих подъездах многоквартирных домов. Таковы узоры на фрамугах и рамки из затейливых вьющихся розовых цветов в окнах дома №10 по ул. Ординарная. Всего в Питере сохранилось около трехсот витражей и их фрагментов, относящихся к дореволюционному периоду. Советский период: новые темы, технологии, образыПосле ВОВ витраж завоевывает свои позиции как один из самых значительных видов монументального искусства. Тематика его диктуется идеологией. На первый план выступает советский человек в своей социальной функции. Внимание приковано к тематике его деятельности, развития, покорения пространства, освоения профессий, борьбы во всех сферах (с природой, с трудностями в учебе и труде, с империализмом и т.п.). В стекле проставляются его победы и достижения. В 1979 году был завершен проект декоративного остекления РГО. Работы были выполнены питерским художником Аркадием Михайловичем Натаревичем. Он применил оригинальную авторскую технику – окрашивание стеклянных элементов солями металлов. По мнению мастеров студии "Стеклосфера", такой подход позволил значительно разнообразить скудную палитру, имевшуюся в советском производстве. Художник перенес способ окраски фарфора и керамики в несвойственную ранее ему сферу и добился особого акварельного эффекта распределения цвета. Полотно «Цветы и птицы» было расположено на окне, выходящем на внутренний двор. Сине-зеленый колорит гармонично сочетается на нем с неоклассицистическим интерьером. В этот период создаются глобальные, грандиозные композиции, украшающие здания общественного пользования, учреждения: гостиницы и рестораны («Англетер»), дома культуры (в г. Тихвине, например), в административных зданиях (ЦНИИ им. Крылова), станции метро (станция «Гостиный двор») и т.п. В 70-е, 80-е годы в Ленинграде работают мастера Ю. Пацкан, Н. Подлесов, Ю. Билибин, они вносят в облик города новые художественные решения. Многие витражные произведения создавались на основе более ранних работ знаменитых художников. Библин работал и в Москве. Витражный потолок в «Детском мире», а ныне «Центральном детском магазине на Лубянке», спроектированный по рисункам Ивана Билибина, погружает нас в мир сказки и народного искусства. При этом все образы пропущены сквозь призму оригинального художественного восприятия автора. ![]() Потолок по рисункам И. Билибина, «Детский мир». Художники студии "Стеклосфера" напоминают, что мастерской Натаревича принадлежит без преувеличения грандиозный пятидесятиметрового диаметра витражный плафон в зале культурно-делового центра «Олипмия», сделанный в смутные девяностые. Множество ярусов, расположенных в форме купола, представляют фантазии на морскую тематику. Здесь бог Посейдон с трезубцем соседствует с русалками, трубящими в рог и играющими на арфах. Между ними в зарослях небывалых водорослей снуют фантастические рыбы. СовременныеВ последние годы появляются изделия, украшающие архитектурные сооружения. Таковы витражи 2010 года в здании Российского географического общества. Они выполнены по госзаказу мастерами из мастерской А. Яковлева в традиционной технике на свинцовой проволоке. Среди нескольких композиций главной по смысловому замыслу являются две женские фигуры, опирающиеся на овальный медальон. Завершает построение роскошная рама, напоминающая окно с архитектурными элементами. В верхней части расположено изображение российского герба, а внутри медальона начертана дата основания общества – 1845. Сюжет этот не лишен символизма: женщины воплощают в себе Европу и Азию. Так как витраж украшает старинную постройку, то логичным явилось решение выбрать не новомодный стиль, а вписать изделие в исторический контекст. Такие окна имели место в Италии и других странах Европы с XVI века и в России XIX века (чуть выше мы писали об одном таком произведении). ![]() Медальон с изображениями Европы и Азии, РГО, 2010 г. Современный художник с уважением отнесся к замыслу архитектора и там, где Барановский планировал разместить изображение объемного земного шара, именно он и находится, но в плоском традиционном варианте. Так проявляется преемственность в разных поколениях стеклянных картин, что иллюстрирует ретроспективность современного витражного дела. ![]() РГО, 2010 г. Распространены работы из стекла и в других местах. В частности, много их появилось в последние годы в метро. Художники С. Хвалов, Е. Быстров, А. Гордин оформляли станции «Парнас», «Обводный канал», «Адмиралтейская», «Волковская». ![]() |
![]() |
Заказать |
![]() |
Укажите свой номер телефона и мы свяжемся с вами для оформления заказа. |
|
© 2003-2025 г.Москва.
Витражная студия "Стеклосфера" |