+7 (985) 783-17-17 +7 (495) 739-62-97Обратный звонок |
|
Витражное искусство в советское время |
|
В советское время витраж переживал не лучшие времена. Художники студии "Стеклосфера" отмечают - это было обусловлено не особенностями технологий или невниманием именно к стекольному делу, а сложным историческим периодом. Условия развитияИсторические условия не благоприятствовали сохранению и развитию тонкого и изящного искусства цветного стекла. Великая Отечественная Война принесла на территорию СССР значительные разрушения, которые не могли не коснуться такой хрупкой сферы. Довольно значительный промежуток времени декоративное искусство не получало развития в связи с разрухой в послевоенные годы. Это касается и Гражданской войны, и ВОВ. После сложного периода начала века с германской войной и революцией 1917-го интерес к полихромным композициям в стекле возобновился лишь в 30-е годы. При этом новая идеологическая направленность всей жизни в стране определила направленность художественной деятельности: в стекле, как и в станковой живописи, стал воспеваться человек труда, достижения народного хозяйства, строительство нового строя. Само за себя говорит назначение зданий, в которых устанавливались монументальные композиции из стекла: дома колхозника, дворцы культуры, дома пионеров, павильоны выставок достижений народного хозяйства, санатории для трудящихся граждан и т.п. Изначально возникший интерес архитекторов встретил ответную взаимную реакцию у промышленников и художников. Новая тематика стала дополняться материалами, которые появлялись в процессе научно-технического прогресса. Образовательные учреждения ответили на возникшую потребность организацией и увеличением набора на соответствующих специальностях в училищах прикладных искусств. Соцреализм и советское декоративное искусствоОбщая направленность господствующего в этот период стиля (соцреализма) определялась тематикой воспевания социалистического строительства. Соцреализм как метод охватывал все направления от архитектуры и живописи до музыки и балета. В произведениях разного рода утверждался образ нового человека – строителя новой жизни. Центральный мотив любого образа – борьба за светлое будущее, за справедливое устройство общества, за идеалы. Место подвигу находилось везде: и в развитии промышленности, и в борьбе за урожай, и в освоении космоса – любое созидание на благо советского общества рассматривалось как акт проявления творческой энергии народа, человека труда. Отдельной темой была тема изображения вождей. В образах Ленина, Сталина, Карла Маркса, Фридриха Энгельса художники отражали некое абстрактное величие, приводили идеальный пример, давали ориентир для каждого советского гражданина. По мнению сотрудников компании "Стеклосфера", жесткие требования к соблюдению тематики, к трактовке образов, настроений и к выдерживанию стилистики ограничивали творческое самовыражение художников, загоняло их в определенные рамки. Кто-то находил себя в предложенном поле деятельности, а у кого-то это не получалось. Так или иначе эпоха оставила после себя множество прозрачных полихромных произведений, составивших сокровищницу мирового художественного наследия. Творения мастеров-витражистов СССРВитражное искусство развивалось на территории всего Советского Союза. Центром, где нашли себе применение наиболее глобальные и монументальные образцы, явилась, конечно же, Москва. Так, при строительстве метро было принято украсить станцию «Новослободская» 32 стеклянными полотнами, площадь каждого из которых была порядка пяти метров в квадрате. Эскизы для этого проекта были подготовлены заслуженным деятелем искусств РСФСР художником П. Кориным. Производство изделий осуществлялось в Риге, на местном художественном комбинате «Максла». Руководство комбината специально в рамках работы над проектом организовало мастерскую и наладило связи со старыми мастерами, которые в последние десятилетия в силу непопулярности витражного дела переключились на другие отрасли декоративно-прикладной деятельности. Такой крупный заказ инициировал соответствующее финансирование и техническое сопровождение. В результате необходимости справиться с поставленными задачами, промышленность начала выработку специального стекла. Впоследствии Рига стала центром советского витражного дела и дала миру множество замечательных мастеров и их творений. Павильон Всесоюзной строительной выставки декорирован в 1945 году произведениями художника И.М. Рабиновича «Строительство завода на Урале» и «Восстановление Донбасса», а посетители Государственного хореографического училища в столице могут видеть изображение «Танцы народов СССР», выполненное мастером Е.С. Жигалкиным в 1958 году. Витражи находят применение во всех уголках нашей Родины. Ими могут похвастаться даже отдаленные санатории, например, санаторий Министерства путей сообщения СССР в Кисловодске уже в 1936 году был украшен работой М.В. Егорова «Вид кавказских гор с Эльбрусом». Технологические новшестваХХ век – время рывка в развитии технологий во всех отраслях жизни. Витраж в советское время – не исключение. Художники получают на вооружение множество новых технологических приемов:
В результате использования многообразных технологических средств изделия получаются очень разнообразными по фактуре, текстуре, визуальным характеристиками. Становится возможным более совершенно передать перспективу объектов, в зависимости от целевых установок достигнуть максимальной реалистичности или, напротив, обобщения. В конечном итоге ХХ век стал важным этапом для развития всего монументального декоративно-прикладного искусства, и в частности, для витража. |
Заказать |
|
Укажите свой номер телефона и мы свяжемся с вами для оформления заказа. |
|
© 2003-2024 г.Москва.
Витражная студия "Стеклосфера" |