+7 (985) 783-17-17
+7 (495) 739-62-97Обратный звонок
Стеклосфера - изготовление витражей, оформление зимних садов
витражи ручной работы
Москва, ул. Малая Почтовая, д.12
Главная » Информация » Что есть витраж » Вмтражное искусство от готики до авангарда

Становление витражного искусства: от готики до авангарда


Внимание!
Особые условия
при размещении заказа "витраж+конструктив"
В октябре 2024 года:
Специальное предложение по оформлению потолков, перегородок и окон.
Тел.: +7 (985) 783-17-17


* Стандартный монтаж - монтаж, осуществляемый одним человеком с ровного пола с испольшованием лестницы-стремянки не более 1.5 метра.

От первых образцов, отдаленно напоминающих по технике и материалам витраж в полном смысле слова, и до сегодняшних высокотехнологичных изделий прошли тысячи лет. С момента возникновения наибольшее значение приобретают витражи в эпоху Готики. Соответственно и начало становления этого искусства относится к этому периоду.

Готика – благоприятная почва для развития витража

По мнению художников студии "Стеклосфера", средневековый готический стиль, вступивший в свои права в XII веке, активно способствовал расцвету витражного дела. Архитектура этого времени вобрала в себя все, что было создано за предыдущие столетия.

Как и всегда, основа для художественных изменений была заложена прорывом в технологии: была придумана новая опорная система храма. Если в предшествующую эпоху, в романском стиле, основой всей конструкции храма являлись сама кладка стен, то в готическом храме опорой служила каркасная система – крестовые своды со стрельчатыми арками. В результате художники получили возможность возводить воздушные, летящие строения, ведь уже не было необходимости в массивных стенах.

Витраж в стенеТеперь появилась инженерная основа для проектирования храмов с множеством оконных проемов, имевших в целом огромную площадь. Благодаря этому приему силуэты культовых зданий стремились вверх, а сами их помещения наполнялись светом. Это как нельзя лучше отражало характерную для данной эпохи религиозную концепцию понимания Бога и мироздания.

Следствием обилия окон и, напротив, почти полного отсутствия глухих стен и каменных сводов стала невозможность украшать храмы, как раньше, - а именно, живописными фресками. Ресурсы для декора давали только окна. И в этих условиях они с успехом взяли на себя функции, ранее отведенные стенам и сводам, став основой для изображения религиозных и бытовых сцен.

Цветное стекло внесло в интерьеры особую игру света, которая преображала пространство храмов и создавала в нем аналог неземного мира, соотносимого с жизнью души. Так готические витражи стали одним из главных выразительных средств архитектуры той эпохи.

В качестве наиболее значимого примера готического искусства можно привести кафедральный собор французского города Шартр. В храме имеется 160 окон, но особое место в нем занимает витраж «Богоматерь с младенцем». Образцом высокой готики (XIV-XV вв.) является собор Сен Шапель в Париже. 146 окон этого храма украшены 1359 витражными изображениями.

Упадок витражного искусства: столетия без развития

Последовавший вслед за Готикой Ренессанс основывался на обращении художников к великому прошлому: в частности, к античному искусству. Данная эпоха представляет собой выдающийся период в развитии искусства, но для цветного стекла она не стала благоприятным временем. В силу общего настроения обожествления человека и его качеств, представление его венцом творения, витраж утрачивает сакральные свойства.

Во времена Реформации и церковных войн цветное стекло все больше теряет свои позиции, так как изначально является прежде всего элементом религиозного быта. В XVI I веке оно начинает сильно проигрывать масляной живописи, которая, напротив, активно завоевывает новые и новые рубежи. Даже сами немногочисленные витражи этого периода все чаще выполняются именно в технике росписи по стеклу. На первый план выходят живописные элементы художественного целого, а не работа с цветным стеклом, его световые эффекты и т.п.

XIX век – новая эра витража

Вторая половина XIX века приносит новые взгляды и идеалы, которые, по мнению художников компании "Стеклосфера", становятся благодатной основой для взлета витражного искусства. Среди знаковых веяний нового времени, которые породили в своей совокупности стиль модерн, – обращение к восточной культуре, изучение декоративного искусства прошлого.

Творческие искания этого периода персонализированы. Джон Раскин, Форд Мэдокс Браун и Уильям Дайс, Уильям Моррис прославились и своими трудами в решении эстетических вопросов, и технологическим новаторством. Стекло в понимании художников нового времени как нельзя лучше решало поставленные перед ними задачи. Чувственность, красота линий, мифологичность, воздушность, легкость – вот черты, привносимые этим материалом в архитектуру и интерьер эпохи модерна.

Модерн характеризуется синкретизмом, сплавлением разных форм искусства в работе над единым целым – интерьером здания. И витраж занимает в этом процессе наиболее значительное место. Не случайно самые выдающиеся деятели искусства того времени (Жак Грубер, Альфонс Муха, Чарльз Ренни Макинтош, Антонио Гауди, Луис Комфорт Тиффани, Джон Ла Фарж и т.п.) не только работали со стеклом, но и развивали технологию и выразительные возможности цветного стекла.

Тиффани создает новый способ крепления элементов в наборном стекле. Витраж Тиффани предполагает, что каждое стеклышко с торцов оборачивается медной фольгой на клейкой основе и уже по ней производится пайка. В результате появляется возможность использовать более мелкие элементы и крепить их один к другому под разными углами, что делает изделие еще более утонченным и объемным.

Витраж в авангардном искусстве: смелые эксперименты

Новый стиль возникает на рубеже XIX и XX веков. Основой этого направления стал отказ от канонов, всегда бытовавших в искусстве. В авангардизме максимум внимания уделяется форме, цвету, фактуре, а конкретика содержания, повествовательность исчезают, уступая место абстракции. Абстракционизм, в последствие нашедший применение в самых разных жилых и промышленных зданиях, появилась в витраже соборов и церквей еще в начале столетия. Интерьер с элементами данного стиля был востребован людьми экспрессивными, идущими в ногу со временем, не боящимися экспериментов.

Авангардизм сказывается не только в тематике изображений, но в лавинообразном появлении все новых и новых технологий. Например, Иоганн Шрейтер начинает использовать линии свинцовой спайки в качестве элемента рисунка абстрактного витража. Вообще новый стиль стал для искусства великолепной возможностью использовать все ресурсы материала. В разные периоды ХХ века на первый план выходят те или иные технологические изобретения и элементы художественного новаторства. Появляются стекло с разными фактурами, новые способы нанесения рисунка (гравировка, в том числе лазерная, пескоструйная обработка, получение узора «мороз», фьюзинг и т.п.), сочетание в одном изделии стекол с разными эффектами (глянцевых, матовых, прозрачных, глухих и т.п.).

Сегодня в дизайне интерьера в целом и в витраже, в частности, как никогда актуальна эклектика: процветают соединение в одном художественном целом металла, дерева, стекла, бетона; сочетание в рамках одного изделия стекол с самыми разными эффектами; неожиданные стилевые решения. Витраж переживает не худшие времена, являясь востребованным декоративным элементом, делающим любой интерьер по-настоящему эксклюзивным и уникальным.

Художники и мастера студии "Стеклосфера" изготовят на заказ художественные витражи в любом стиле и технике. Звоните! У нас выгодные цены в Москве и Подмосковье.

Наш адрес:
ул. Малая Почтовая, 12 (м. Бауманская)
Контактные телефоны:
+7 (985) 783-17-17
+7 (495) 739-62-97

Схема проезда...

Политика конфиденциальности сайта


© 2003-2024 г.Москва. Витражная студия "Стеклосфера"