+7 (985) 783-17-17
+7 (495) 739-62-97Обратный звонок
Стеклосфера - изготовление витражей, оформление зимних садов
витражи ручной работы
Москва, ул. Малая Почтовая, д.12
Главная » Информация » Дизайн интерьера » Орнаменты в витражном искусстве

Орнаменты в витражном искусстве


Внимание!
Особые условия
при размещении заказа "витраж+конструктив"
В апреле 2024 года:
Специальное предложение по оформлению потолков, перегородок и окон.
Тел.: +7 (985) 783-17-17


* Стандартный монтаж - монтаж, осуществляемый одним человеком с ровного пола с испольшованием лестницы-стремянки не более 1.5 метра.

Орнаменты испокон веков украшали многие творения человека: от полотенец и ставен до керамических сосудов и одежды. Витражи не стали исключением: практически с момента появления этой технологии одной из основных изобразительных тем стали орнаментальные мотивы.

Средневековая Европа – начало пути

Изначально стеклянные картины нашли свое применение в зданиях религиозного культа. Центральными изображениями здесь стали фигуры Иисуса, Девы Марии, святых, монархов, библейские сцены и т.п. А художественное оформление этих фигур осуществлялось с помощью различных узоров, которые составляли фон работ и обрамляли их по периметру. Можно выделить несколько вариантов орнаментов в витражном искусстве этого периода:

  • Обрамление работы. В этом изделие имеет декоративную рамку, заполненную тем или иным узором. Например, собор в Бурже украшен полотном, изображающим притчу о блудном сыне. Этот сюжет заключен в раму с витым орнаментом, основой которого являются крестообразные растительные элементы. Синий, зеленый и белый цвета на бордовом выглядят символично, изображение отличается лаконизмом.
  • Фон для сюжета. Часто фигуры располагали на фоне прозрачного бесцветного стекла, но когда использовалось стекло цветное, фон также приходилось художественно оформлять. Таким образом работали мастера, украшая верхний ярус хора собора в Эври. Весь изобразительный эффект построен на вариациях и чередованиях ромбов. Одни святые изображены на фоне орнамента из ромбов глубокого синего цвета, для других в качестве основы выбраны бордовые ромбы. В последнем случае композиция усложнена маленькими бирюзовыми кружками-каплями на углах этих фигур. Такой акцент вносит разнообразие как в композицию, так и в колорит работы, оживляет ее.
  • Основа всей композиции. Очень часто сами библейские сцены на витражных окнах компоновались в рамках больших растительных или геометрических орнаментах, составлявших основу оконного переплета. Яркий пример тому – знаменитые розы в соборе Нотр-Дам де Пари. Круглые окна, радиусами разделенные на множество сегментов, ассоциирующихся с лепестками, выглядят как сложные и затейливые цветки. А в каждом сегменте размещены витражные полотна с изображением тех или иных сюжетных сцен.

Специалисты студии "Стеклосфера" напоминают, что на одном и том же изделии зачастую встречались все три типа использования орнаментального наполнения. В качестве самых распространенных мотивов в Средневековой Европе выделяются следующие: геральдическая лилия, дубовые листья, кресты разных модификаций, прямоугольники, витые дуги, ромбы, круги и т.п. В целом можно сделать вывод, что доминировали в орнаментах геометрические мотивы.

Конец XIII – середина XIX веков – внимание к геральдике

Витражи переселяются из церквей, храмов и соборов в светские здания и приживаются в их дизайне интерьера. В XIX веке переживают расцвет так называемые геральдические полотна, изображающие гербы, родовые символы. Можно выделить работу Уильяма Уэллса в Большом Мисседенском храме, относящийся к XIX веку. Окно из 12 сегментов почти полностью украшено изысканным резным орнаментом, основанным на придании геометрии сложных тематических форм подобно тому, как в калейдоскопе стеклышки складываются в разноцветные узоры, напоминающие цветы.

Витраж в Мисседенском храме

В работе второй четверти XIX века «Хардмэн энд ко» с названием «Благовещение», украшающей собор Св. Марии в Клифтоне, орнамент построен на изогнутых витых линиях. Переплетаясь, образуя узлы, зацепляясь друг за друга завитками, они образуют единую композицию, декорирующую верхнюю часть вытянутых стрельчатых окон.

Наследием того времени являются и геральдические витражи Аничкова дворца в России. Для обрамления гербов автор использует сложные узоры из прямоугольников, выложенные в тонкие рамки. Герб вписан в формат полукруга с помощью крупных растительных элементов-завитков.

Модерн – эпоха декоративности

В этот период орнаменты значительно усложняются и с точки зрения композиции, и с точки зрения цвета, и по количеству элементов, и по своей роли в произведении искусства. Если раньше орнаменты в витражном искусстве были фоном и обрамлением, то теперь они способны восприниматься как самоценность, как отдельный объект для изображения на стекле. И вот уже центральное положение в работах занимают сложные сочетания растительного и геометрического содержания, завитки, «луковицы», «огурцы», цветки и бутоны в условной стилизации.

Модерн характеризуется гибкостью и отсутствием каноничности в архитектуре. Непрерывное обновление и самоценность архитектурных построений в качестве элемента системы прекрасного – вот основа этого стиля. Орнаменты как украшения активно применяются в это время, при этом акцент в их использовании делается на том, что они не несут функциональной нагрузки, они – чистое искусство, красота ради красоты.

Декоративные узоры витражей в стиле модерн всегда противопоставлены конструктивной форме. Они призваны усилить динамику материала и конструкции. Этим целям служит бесконечное разнообразие форм орнамента, его настроения, пластики, ритма и т.п.

Главные изобразительные элементы в эту эпоху – дуги и растения. Пересекаясь, смешиваясь, образуя крупные петли и перетекая в новые формы, дуги создают целые композиции, органично включающие в себя цветы и листья. Уместно смотрятся в данном стиле народные орнаменты с характерными завивающимися листьями, условными цветками и бутонами.

Таков витраж Тиффани из Белла Апартамент, созданный в 1880-ых годах. Пластичные орнаментальные построения занимают все стеклянное полотно. Художественным центром становится сама композиция, так как колористически работа однотипна – для нее выбрана охра золотистая нескольких тонов. Мотив заимствован Тиффани из османского декоративного искусства.

Витраж Тиффани из Белла Апартамент

Другой вариант – использование стилизованных цветов и ваз в качестве отдельного орнаментального сюжета. Пример такого решения – остекление торгового дома братьев Елисеевых, построенного в 1902-1903 годах. Вытянутые прямоугольные окна верхнего яруса (фриза) первого этажа этого задания украшают повторяющиеся идентичные орнаментальные сюжеты, отличающиеся друг от друга только колористическим решением. Предметный сюжет (ваза с цветами) еле угадывается, настолько обобщенно и стилизованно он осмыслен, а его повторение добавляет в изображение еще больше условности.

Орнамент в современном доме

Современные витражи в дизайне интерьера характеризуются тем, что вбирают в себя стилевые элементы всех предшествующих эпох. Сегодня в цветном стекле можно сделать практически любой сюжет: все зависит от выбранного стиля интерьера – витраж должен сесть в интерьер цветным пятном. Востребованы орнаменты самых разных форм: от традиционных народных мотивов, свойственных исключительно росписи по дереву или вышивке на одежде до авангардных изысков.

Мастера студии «Стеклосфера» воплотили сотни стилистических вариаций узоров на стекле, ознакомиться с ними можно в портфолио. Мы будем рады украсить и ваш дом уникальным, созданным только для вас изделием.

Наш адрес:
ул. Малая Почтовая, 12 (м. Бауманская)
Контактные телефоны:
+7 (985) 783-17-17
+7 (495) 739-62-97

Схема проезда...

Политика конфиденциальности сайта


© 2003-2024 г.Москва. Витражная студия "Стеклосфера"