+7 (985) 783-17-17 +7 (495) 739-62-97Обратный звонок |
|
![]() |
![]() |
Орнаменты в витражном искусстве![]() |
![]() |
Орнаменты испокон веков украшали многие творения человека: от полотенец и ставен до керамических сосудов и одежды. Витражи не стали исключением: практически с момента появления этой технологии одной из основных изобразительных тем стали орнаментальные мотивы. Средневековая Европа – начало путиИзначально стеклянные картины нашли свое применение в зданиях религиозного культа. Центральными изображениями здесь стали фигуры Иисуса, Девы Марии, святых, монархов, библейские сцены и т.п. А художественное оформление этих фигур осуществлялось с помощью различных узоров, которые составляли фон работ и обрамляли их по периметру. Можно выделить несколько вариантов орнаментов в витражном искусстве этого периода:
Специалисты студии "Стеклосфера" напоминают, что на одном и том же изделии зачастую встречались все три типа использования орнаментального наполнения. В качестве самых распространенных мотивов в Средневековой Европе выделяются следующие: геральдическая лилия, дубовые листья, кресты разных модификаций, прямоугольники, витые дуги, ромбы, круги и т.п. В целом можно сделать вывод, что доминировали в орнаментах геометрические мотивы. Конец XIII – середина XIX веков – внимание к геральдикеВитражи переселяются из церквей, храмов и соборов в светские здания и приживаются в их дизайне интерьера. В XIX веке переживают расцвет так называемые геральдические полотна, изображающие гербы, родовые символы. Можно выделить работу Уильяма Уэллса в Большом Мисседенском храме, относящийся к XIX веку. Окно из 12 сегментов почти полностью украшено изысканным резным орнаментом, основанным на придании геометрии сложных тематических форм подобно тому, как в калейдоскопе стеклышки складываются в разноцветные узоры, напоминающие цветы. ![]() В работе второй четверти XIX века «Хардмэн энд ко» с названием «Благовещение», украшающей собор Св. Марии в Клифтоне, орнамент построен на изогнутых витых линиях. Переплетаясь, образуя узлы, зацепляясь друг за друга завитками, они образуют единую композицию, декорирующую верхнюю часть вытянутых стрельчатых окон. Наследием того времени являются и геральдические витражи Аничкова дворца в России. Для обрамления гербов автор использует сложные узоры из прямоугольников, выложенные в тонкие рамки. Герб вписан в формат полукруга с помощью крупных растительных элементов-завитков. Модерн – эпоха декоративностиВ этот период орнаменты значительно усложняются и с точки зрения композиции, и с точки зрения цвета, и по количеству элементов, и по своей роли в произведении искусства. Если раньше орнаменты в витражном искусстве были фоном и обрамлением, то теперь они способны восприниматься как самоценность, как отдельный объект для изображения на стекле. И вот уже центральное положение в работах занимают сложные сочетания растительного и геометрического содержания, завитки, «луковицы», «огурцы», цветки и бутоны в условной стилизации. Модерн характеризуется гибкостью и отсутствием каноничности в архитектуре. Непрерывное обновление и самоценность архитектурных построений в качестве элемента системы прекрасного – вот основа этого стиля. Орнаменты как украшения активно применяются в это время, при этом акцент в их использовании делается на том, что они не несут функциональной нагрузки, они – чистое искусство, красота ради красоты. Декоративные узоры витражей в стиле модерн всегда противопоставлены конструктивной форме. Они призваны усилить динамику материала и конструкции. Этим целям служит бесконечное разнообразие форм орнамента, его настроения, пластики, ритма и т.п. Главные изобразительные элементы в эту эпоху – дуги и растения. Пересекаясь, смешиваясь, образуя крупные петли и перетекая в новые формы, дуги создают целые композиции, органично включающие в себя цветы и листья. Уместно смотрятся в данном стиле народные орнаменты с характерными завивающимися листьями, условными цветками и бутонами. Таков витраж Тиффани из Белла Апартамент, созданный в 1880-ых годах. Пластичные орнаментальные построения занимают все стеклянное полотно. Художественным центром становится сама композиция, так как колористически работа однотипна – для нее выбрана охра золотистая нескольких тонов. Мотив заимствован Тиффани из османского декоративного искусства. ![]() Другой вариант – использование стилизованных цветов и ваз в качестве отдельного орнаментального сюжета. Пример такого решения – остекление торгового дома братьев Елисеевых, построенного в 1902-1903 годах. Вытянутые прямоугольные окна верхнего яруса (фриза) первого этажа этого задания украшают повторяющиеся идентичные орнаментальные сюжеты, отличающиеся друг от друга только колористическим решением. Предметный сюжет (ваза с цветами) еле угадывается, настолько обобщенно и стилизованно он осмыслен, а его повторение добавляет в изображение еще больше условности. Орнамент в современном домеСовременные витражи в дизайне интерьера характеризуются тем, что вбирают в себя стилевые элементы всех предшествующих эпох. Сегодня в цветном стекле можно сделать практически любой сюжет: все зависит от выбранного стиля интерьера – витраж должен сесть в интерьер цветным пятном. Востребованы орнаменты самых разных форм: от традиционных народных мотивов, свойственных исключительно росписи по дереву или вышивке на одежде до авангардных изысков. Мастера студии «Стеклосфера» воплотили сотни стилистических вариаций узоров на стекле, ознакомиться с ними можно в портфолио. Мы будем рады украсить и ваш дом уникальным, созданным только для вас изделием. ![]() |
![]() |
Заказать |
![]() |
Укажите свой номер телефона и мы свяжемся с вами для оформления заказа. |
|
© 2003-2025 г.Москва.
Витражная студия "Стеклосфера" |