
| Фьюзинг – это технология, при которой скрепление стекла в готовое изделие производится при воздействии высоких температур, при которых стекло начинает плавиться (ср.: англ. fusing «плавка, плавление, спекание»). Отличительная черта витражей фьюзинг состоит в том, что при нем нет необходимости использовать для соединения частей изделия металлические элементы.
Несмотря на то, что к самой идее спекания стекла люди пришли еще в 1 веке до нашей эры, на современном технологическом уровне эта идея возродилась совсем недавно. Метод строится на технике горячей эмали, но фьюзинг стекла позволяет кардинально менять итоговый художественный эффект благодаря возможности пропускать лучи света.
Современные плавильные печи для спекания стекла в технике фьюзинг разработаны лишь в 1990 году. Родиной их является Германия. Однако сегодня фьюзинг получил широкое распространение по всему миру. С помощью этой технологии создаются чрезвычайно разнообразные декоративные изделия, которые, безусловно, станут изысканным украшением каждого современного интерьера. При помощи фьюзинга можно создавать изделия самых разных форм и фактуры. Единственно накладываемое ограничение – это ограничение размеров изделия размерами самой плавильной печи.
Общая характеристика техники фьюзинг
Фьюзинг стекла достаточно трудоемок и требует использования дорогостоящей техники. Начинается работа с создания художником эскиза, а затем, когда художественный образ сложился, задуманный рисунок выкладывают из разнообразных стеклянных элементов (кусочков цветного стекла, измельченного дробленого стекла, стеклянных гранул, проволоки, стержней и нитей из стекла, стеклянных капель и т.п.) на отдельном стеклянном листе 3-5 мм толщиной, фиксируя их при этом специальным клеем.
Чтобы правильно подобрать материалы для одного изделия, нужно знать все тонкости технологии. Материалы должны быть совместимы, так как стекло разных марок имеет различный химический состав и, соответственно, разный коэффициент расширения. При нагревании такие стекла по-разному изменяют свои размеры и композиция нарушается.
Получившуюся заготовку отправляют в специальную печь, где в течение 15-18 часов происходит нагревание стекла до 650 - 920 градусов Цельсия. Длительность и уровень температуры варьируются в зависимости от желаемого результата, от толщины стекла и особенностей будущего рисунка. Так, полный фьюзинг, при котором все элементы оплавляются полностью и при остывании формируют гладкую поверхность, происходит в среднем при 800 градусах. А вот полуфьюзинг, при котором разноцветные стекла на основе лишь подплавляются, спекаясь с основой, но, оставаясь объемными элементами-вкраплениями, требует более низкой температуры.
После того, как стекло нагрелось до выбранной температуры, необходимо выдержать его определенное время. Охлаждение изделия необходимо производить резко, без задержек. Если это условие не соблюдается, то оно потеряет свой новый цвет, станет белым, а потом начнет чернеть – работа будет испорчена.
Художественные методы и приемы
Витражи фьюзинг хороши тем, что арсенал художественных эффектов здесь по истине огромен. Не случайно имеется большое количество разновидностей фьюзинга: драпирование, слампинг, моллирование, полировка, гребенка, литье, литье фритты, Пате де Вэр и др.
Каждый метод дает на выходе свои выразительные свойства. Так, гравировка предполагает удаление некоторых частей рисунка. При работе в технике «гребенка» заранее нагретую заготовку витражного рисунка как бы прочесывают специальными инструментами, получая декоративные полосы. Техника Пате де Вэр дает возможность отливать объемные вещи в специальных формах. «Моллирование» позволяет работать с ранее уже сплавленным стеклом. Его нагревают и придают ему задуманную форму. К технике «полировка огнем» прибегают, желая добавить витражному стеклу гладкости и блеска, для этого заготовку отправляют в печь повторно.
Можно добиться эффекта мельчайших пузырьков на стеклянном полотне, для этого нужно в заготовку добавить немного соды. Особую фактуру витражу придает роспись смесью, состоящей из стеклянной пудры и клея.
Все эти приемы позволяют добиться более выразительных форм в готовом изделии, его фактурности, выпуклости отдельных элементов.
Применение витражей техники фьюзинг в интерьере
Технология фьюзинга стекла чрезвычайно востребована в современном декораторском и дизайнерском искусстве. Как и классический витраж, декор, выполненный с помощью фьюзинга, находит свое применение в оконных стеклах, в стеклопакетах, в дверных конструкциях, в межкомнатных перегородках, нишах, при оформлении зимних садов, витрин, павильонов, потолочных вставок и даже душевых кабин. Прекрасно смотрятся декоративные панно и фальш-окна в данной технике. Благодаря пластичности сплавленного стекла, фьюзинг просто незаменим в декорации эксклюзивных предметов мебели, изготовлении авторских ваз, креативной стеклянной скульптуры и т.п. Фьюзинг – техника, для которой практически нет границ: часы, зеркала, бусины, женские украшения, светильники, вазы, посуда – все это может быть полностью выполнено из спеченного стекла, а может быть украшено деталями из него.
Преимущества
Востребованность фьюзинга основана не только на великолепных декоративных эффектах, которых позволяет добиться техника. Практичность изделий из спеченного стекла – очень привлекательное качество. Воздействие влаги, перепадов температур, агрессивной внешней среды не оказывает влияния на фьюзинг-витражи.
Несомненно, важным свойством стекла, полученного по этой технологии, является его прочность, которая превосходит прочность обычных стеклянных изделий в четыре раза. Такой эффект достигается за счет нагревания стекла до высоких температур, что фактически является закаливанием. А если такое стекло все-таки разбить, то оно распадется на очень мелкие осколки, которые не смогут нанести опасных ран. В итоге мы получаем более безопасную во всех смыслах конструкцию.
Стоит учитывать и то, что фьюзинг открывает в работе со стеклом новые художественные возможности, которые были недоступны в других технологиях. Мастер студии "Стеклосфера" может создавать очень сложные по цвету и фактуре многослойные вещи. Если классический витраж имеет ограниченную палитру, насчитывающую не более 260 цветов, то во фьюзинге за счет накладывания одного цветового слоя на другой оттенков намного больше.
Кроме того, стекло, обработанное в технологии фьюзинга, может принимать практически любую форму: от маленькой бусины идеально круглой формы до причудливых стеклянных цветов, от ровного листа до округлых поверхностей.
|