+7 (985) 783-17-17
+7 (495) 739-62-97Обратный звонок
Стеклосфера - изготовление витражей, оформление зимних садов
витражи ручной работы
Москва, ул. Малая Почтовая, д.12
Главная » Информация » Виды витражей » Витражи по эскизам К.С. Петрова-Водкина

Витражи по эскизам К.С. Петрова-Водкина


Внимание!
Особые условия
при размещении заказа "витраж+конструктив"
В декабре 2024 года:
Специальное предложение по оформлению потолков, перегородок и окон.
Тел.: +7 (985) 783-17-17


* Стандартный монтаж - монтаж, осуществляемый одним человеком с ровного пола с испольшованием лестницы-стремянки не более 1.5 метра.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин известен в основном по своим живописным полотнам - «Купание красного коня» (1912), «1918 год в Петрограде» (1920), «Материнство» (1925), «Портрет Анны Ахматовой» и т.п. Однако много сделал художник и в области декорирования архитектурных сооружений. Среди его творений майолики, мозаики, витражи.

Работы религиозной тематики

Витражное искусство заинтересовало Кузьму Сергеевича рано: в 1905 году как только он закончил Самарские художественные классы, он поехал в Италию – Мекку художников. Здесь он изучает произведения искусства, церкви, наблюдает Везувий. Связи с Италией не прервались после завершения путешествия. В последствии в 1914 году он ожидал заказа по росписи стен и потолков церкви Святого Николая в итальянском городе Бари. Также собирался сделать для этого сооружения витражи. Он приступил к работе над эскизами, некоторые из которых сохранились. Однако выехать в Италию он так и не смог из-за ситуации в России.

Эскиз для церкви Николая Угодника в г. Бари (Италия), 1914 г
Эскиз для церкви Николая Угодника в г. Бари (Италия), 1914 г.

Совсем скоро намерение поработать над витражными окнами в церкви осуществилось. Этот проект оказался масштабным, так как храм, который предстояло украсить, не уступал по своему величию и грандиозности Исаакиевскому собору в Петербурге. Речь идет о витраже «Троица», расположенном в Свято-Троицком соборе города Сумы Харьковской Губернии.

Строительством руководил А.В. Щусев, знакомый К.С. Петрову-Водкину еще по работе над фресками церкви Василия Златоверхого (1910). Петров-Водкин рассчитывал на перспективу расписывать в этом храме стены, но проект отдали Нестерову. А вот витраж в 1915 году заказали ему. Уже в январе художник отправляется в Сумы, чтобы осмотреть место будущего творения и оценить условия.

Работая над эскизами, Кузьма Сергеевич пробует различные варианты композиции. По мнению мастеров студии "Стеклосфера", сохранившиеся акварельные рисунки свидетельствуют, что изначально он отталкивался от традиционного, канонического варианта изображения, принятого еще Андреем Рублевым в его знаменитой «Троице». Однако уже на ранних зарисовках мы видим измененное положение рук ангелов и поднятые вверх, как будто расправившиеся для полета крылья у центральной фигуры. Именно эту идею автор развил в дальнейшем, она придала витражу динамики и живости. На более поздних эскизах появляются бытовые фоновые детали: фигура Авраама слева, изображение крепостных стен города справа, морских просторов по центру.

Колорит эскизов строится на трех базовых цветах: синем, красном и желтом. Ими сделаны одежды и волосы ангелов, скатерть, вода и небо. Зеленый дополняет детали: траву и крону маврикийского дуба.

Последний из имеющихся в распоряжении искусствоведов на сегодня рисунков представляет закольцованную по линиям и цвету композицию. Крылья ангелов и посохи у них в руках образуют в верхней части полотна как бы веер. Интересной находкой этого этапа явились светлые блики, с помощью которых художник придал одеждам сияющий вид. Этот прием как нельзя лучше вписывается в христианскую концепцию, по которой Бог есть Свет.

Так как Кузьма Сергеевич был прежде всего живописцем, он привносил живописные методы и визуальные эффекты в витражные произведения: в замысел входило создать не декоративное панно, а живописное полотно в стекле.

Подготовительная работа над эскизами продолжается до мая 1915 года. Затем художник вместе со своим помощником (С.М. Колесниковым), едет воплощать задуманное в жизнь. Само изготовление витража заняло полтора месяца непрерывного напряженного труда. В итоге удалось добиться создания образа, в котором соединены духовное и телесное, божественное и человеческое.

Витражи в светских зданиях

В Петербурге есть несколько светских сооружений, которые украшены витражами по эскизам Петрова-Водкина. Среди них великолепный особняк В.Э. Бранта, возведенный в 1910 году по проекту архитектора Романа Федоровича Мельцера. Стиль несет в себе несколько синкретично объединенных направлений: модерн, неоклассицизм и символизм.

Дом В.Э. Бранта
Дом В.Э. Бранта

В советское время здесь размещался Музей Революции, а ныне он переименован в Музей политической истории России.

Из мраморного вестибюля на второй этаж ведет величественная лестница, украшенная продолговатыми монолитами ваз, выточенных из дуба. Здесь оборудован, как сейчас принято говорить, второй свет: над лестницей по всей ее длине тянется вереница высоких окон, украшенных цветными рисунками. Сюжет их чисто декоративный: овальные венки спускаются сверху до середины окон, расчерченных на квадраты. Внизу зеленые ветви перевязаны алым бантом. Такие банты украшают основание венка справа и слева.

Главное достояние среди имеющихся здесь витражей художника – это центральное овальное полотно, на котором изображен памятник Петру I работы Фальконе. Фоном является пейзаж, состоящий из лучистого солнца в облаках и озаренных светилом далей. Полотно сочетает в себе плоскостные, линейные приемы и приемы объемной живописи.

Композиция размещена в овале, вписанном в прямоугольник: рама искусно заполнена разнообразным по форме и цвету орнаментом. Доминирует янтарно-желтый, яркими всплесками выделяются красные элементы в овальной рамке. Дополняет образ массивное плетение изумрудного и охристого оттенков. Центр композиции выдержан в сдержанных тонах: фиолетовый камень-постамент и фигура Петра, решенная в холодном зеленом, голубом и сером, выделяются монолитом и притягивают взгляд.

Интересно, что до недавнего времени авторство витражных окон в особняке В.Э. Бранта было неизвестно. Но находка музейным работником в переписке художника упоминаний о «брантовском стекле» положила начало исследованиям, которые сделали бесспорным тот факт, что витражи принадлежат руке Петрова-Водкина.

Особняк В.Э. Бранта
Особняк В.Э. Бранта
Наш адрес:
ул. Малая Почтовая, 12 (м. Бауманская)
Контактные телефоны:
+7 (985) 783-17-17
+7 (495) 739-62-97

Схема проезда...

Политика конфиденциальности сайта


© 2003-2024 г.Москва. Витражная студия "Стеклосфера"